Николай ТИМОФЕЕВ. Рыцарь литературоведения.
( Книга Виктора Акаткина «Поэзия. Слово. Культура…»)
Эта книга прошла незамеченной в потоке нашей торопливо-трескучей жизни. Из цехов издательско-полиграфического центра Воронежского государственного университета она вышла в конце 2011 года. Но до сих пор ещё не получила публичной оценки, а сам автор, насколько его знаю, в силу перегруженности работой и личных качеств, не прилагал никаких усилий для широкой огласки своего фундаментального труда. К тому же не у каждого найдётся нынче время прочесть и осмыслить 600 с лишним страниц литературоведческого текста, содержащего 60 статей, посвящённых преимущественно стихотворческому процессу – от Пушкина до наших дней. При этом так называемая «местная поэтическая классика», воронежской прописки, занимает в этом труде значительный объём повествования.
Фундаментальный труд Виктора Акаткина «Поэзия. Слово. Культура….»* в полном смысле слова можно отнести к ярким событиям российской литературной жизни начала ХХI века и заслуживает соответствующего общественного признания. Попробую доказать это.
Первая публикация автора (рецензия на книгу стихов в журнале «Подъём») появилась в 1966 году - в год окончания им филфака ВГУ. И с этого времени многие поэтические новинки, как российского, так и местного издательств, всегда попадали в поле зрения литературоведа для пристального осмысления в контексте времени. И это продолжается по сию пору, то есть уже почти полвека. Да каких полвека! Какими событиями насыщенного! Сменой вех, сменой сущностей, ценностей жизни.
Виктор Михайлович Акаткин – известный учёный, член Союза писателей СССР, четверть века был деканом филологического факультета ВГУ (с 1988-го по 2013 год), к тому же ещё строгий и честный литературный обозреватель российского поэтического литпроцесса, который, чуть ли не единственный в этом качестве в Воронеже, не сошёл с дистанции. Имею в виду вот что. В годы 1960-е – в начале 1980-х в Воронеже существовала значительная и по количеству и по качеству литературная критика. При Союзе писателей была самостоятельная секция. В те годы ни один поэтический сборник да и вообще любая книга Центрально-Чернозёмного книжного издательства не проходили не отмеченными в печати. Воронежские критики печатали рецензии в журнале «Подъём», в областных газетах, выступали с обзорами и оценками по радио и на телевидении, печатались в выходящем в Москве
______________________
*Акаткин В.М. Поэзия. Слово. Культура… Статьи. Эссе. Рецензии. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011.
«Литературном обозрении», «Литгазете» и «ЛитРоссии», в других изданиях. Да и поводов для такой работы было много больше, чем сегодня: ведь в 1960-е–70-е годы поэзия была «королевой» литпроцесса. Книжки стихов появлялись часто и большими тиражами - коллективные и индивидуальные. Молодёжь доставала сборники стихотворений отдельных авторов, как говорили тогда, «по блату», то есть любыми путями. Была категория людей, которые рецензии и литобзоры и читали, и активно обсуждали. Но уже к середине 1970-х начал иссякать прежде бурный поэтический ручей, а с ним уходили в небытие критики и литературоведы, за исключением, может быть, тех, кто посвятил себя филологической карьере. Но редких представителей этого разряда, как правило, интересовал весьма узкий, выборочный круг имён прошлого или настоящего. Сегодня критика и литературоведение – исчезающая специализация. Да, книг, в том числе стихотворческих, появляется, может быть, даже больше, чем прежде, но отделить «шлак» от «ценной породы» очень непросто. Сегодня издать книгу может любой, имеющий деньги. Плати – и печатай. Хоть из одного мата – стихи ли, прозу ли…
Полувековые наблюдения и размышления над литпроцессом, собранные в книге «Поэзия. Слово. Культура...», особо ценны не только редкой непрерывностью личного полувекового интереса к литпроцессу со всеми его метаморфозами – и творческими, и идеологическими, - но и тем, что их автор – достойный представитель шестидесятничества. А это значит, что их объединяет строгий и честный личностно-гражданский подход к оценке.
Очерки, рецензии и статьи Виктора Акаткина читать интересно, потому что повествования о каждом поэте, литературном течении или явлении из разряда культуры созданы в результате длительных размышлений человека чуткого, эту культуру впитавшего, живущего в ней, - будь это культура ХIХ или ХХ веков, - всю большую сознательную жизнь. Поэтому это чтение полезное не только для имеющих непосредственное отношение к сфере филологии, литературы, но в целом для Человека Мыслящего (тут кстати будет употребление словосочетания Homo Sapiens), стремящегося понять течение нашей недавней истории, отражённой сферой литературы в целом и отношением к конкретным судьбам вершителей этой литературы в частности.
Весьма показательно, что в этой книге 11 очерков первой главы, посвящённой знаковым, маяковым фигурам нашей поэзии – от Пушкина до Есенина – созданы в последние 20 лет, то есть после 1991 года. А некоторые - в конце первого десятилетия века нынешнего. Очерки о Пушкине, Лермонтове, Кольцове и Никитине в какой-то степени хрестоматийны по содержанию и даны как начальные, вершинные ориентиры нашей поэзии, как имена отсчёта, чтобы соблюсти цепь непрерывности процесса.
Но вот уже начиная с очерка «На рубеже столетий», посвящённого «серебряному веку» поэзии как культуроведческому явлению, и в других статьях этой главы мы находим интереснейшие факты и размышления, связанные с открывшимся в 1990-е доступом к материалам, которые были ранее недоступны или не могли быть выражены публично печатным словом по идеологическим причинам. Порадовало меня лично подробное исследование «Живые письмена», посвящённое Ивану Алексеевичу Бунину-поэту. Я очень люблю высокую и строгую поэзию Бунина. А. Блок ещё в 1907 году выделял его как поэта среди многочисленного пёстрого карнавала стихотворцев тех лет. С 1920 по 1953 год Бунин жил во Франции и до последних дней своей жизни писал стихи, в которых часто присутствуют мотивы духовного плана. Они стали доступны нам во всей полноте сравнительно недавно, так что до 1990 года практически нельзя было в целом оценить его поэтическое наследство, тем более с учётом комментария таких критиков, как Г. Адамович, Д. Аминадо, Ф. Степун, В. Ходасевич.
А. Ахматова, В. Маяковский, О. Мандельштам, С. Есенин – имена и судьбы, каждую из которых советское семидесятилетие пометило особым клеймом. В очерках, им посвящённых, автор размышляет не только о характере и особенностях творчества каждого из них, но и о том, как это творчество интерпретировалось в разные периоды ХХ века. Как «красное колесо» советской идеологии проехалось по каждой такой судьбе. Так что даже и официальное возвеличивание могло привести к убийству или самоубийству большого художника. И, конечно, встречаются утверждения полемического плана. В конце концов, каждый имеет право на предпочтения. Кому-то ближе по духу один художник, и он с прохладцей принимает другого, не менее талантливого…
Литературоведческая добросовестность автора зримо проявилась во второй главе, где представлены 15 очерков, посвящённых либо целой плеяде поэтов, представляющих целое направление в общем поэтическом потоке времени, начиная с 1920-х и до наших дней, либо творчеству отдельных стихотворцев, по преимуществу воронежского региона.
Открывает главу очерк «Отчуждённые от земли», посвящённый молодой крестьянской поэзии 1920 – 1930-х годов. Понятно, что такая экзотическая тема могла заинтересовать только филолога, она проясняет целый малоисследованный пласт нашей поэтической истории и культуры и позволяет понять, на какой почве возрос такой значительный талант советской эпохи, как Александр Твардовский, который является главным объектом интереса Виктора Акаткина как учёного-филолога. С интересом воспримет читатель и очерк «Предвестники беды и Победы», посвящённый предвоенному и военному поколению поэтов, большинство из которых пошли добровольцами и погибли в огне войны. Весьма полемичные суждения высказывает автор в статье «В поисках главного слова», посвящённой поколению так называемых «тихих лириков». Она датирована 1974 годом, и дух времени, определявший в то время стилистику печатного высказывания, в ней явно присутствует. Продолжает эстафету оценки входящих в поэзию поколений статья «В потоке времени», датированная уже 1986 годом.
Анатолий Жигулин, Алексей Прасолов, Владимир Гордейчев, Олег Шевченко оставили след не только в памяти воронежцев, они имели всероссийского читателя. Их уже нет с нами. Виктор Акаткин оценивает поэтическую индивидуальность, вклад каждого из них в смысловой и художественный контекст своего поколения с позиций не только беспристрастного критика, но и чуткого свидетеля и современника.
Река стихотворчества не иссякает и в наши весьма не поэтического наполнения дни. Как верный лоцман литературного процесса, Виктор Михайлович продолжает и сегодня следить за её фарватером, отмечая своими статьями и рецензиями появление новых имён и новых поэтических книг уже известных авторов. Поэтому отдельные статьи посвящены ныне действующим воронежским поэтам – Александру Голубеву, Ивану Щёлокову, Александру Нестругину, Раисе Дерикот. Последняя из этого разряда рецензий датирована в книге 2011 годом…
Последняя треть объёма книги Виктора Акаткина посвящена по преимуществу живой жизни русского языка и в целом русской культуры сегодня и, естественно, проблемам филологического образования. С глубокой душевной болью констатирует автор современное варварское отношение к русской литературе и языку, к духовным ценностям, накопленным всей предшествующей историей русской культуры: «Современное состояние российской словесности многих приводит в смятение», - пишет он в очерке «Испытание словом». Будучи деканом в самые тяжелые для науки, образования и культуры годы, Виктор Акаткин многое сделал, чтобы смягчить это падение в пропасть. Под его руководством в 1992 году возродился выпуск «Филологических записок», создан музей фольклора, увидели свет составленные им шесть поэтических книг, не канул в Лету ежегодный праздник «День поэзии ВГУ», умным куратором которого Виктор Михайлович был в течение десятилетий…
А теперь вот ещё и фундаментальный труд – «Поэзия. Слово. Культура…»