Александр СВАЛОВ. Воронежский Станкевич.
СТАНКЕВИЧ.
ИЗНАЧАЛЬНО ВОРОНЕЖСКИЙ
Сначала констатация не очень отрадная, тем более в год юбилея Николая Владимировича Станкевича (1813–1840): об его скоротечной жизни мы знаем явно недостаточно. Быть может, «виноват» сам наш персонаж? Автобиографических заметок не оставил, публиковался мало, политикой не интересовался, ни революционер, ни консерватор… На первый взгляд, вообще не очень понятно – кто он. Учился, окончил курс в Московском университете, объединил вокруг себя друзей-товарищей в «кружок Станкевича» (о нем, возможно, и вспомнят современные школьники-отличники), в 1837 году уехал за границу, снова учился, путешествовал. Да, высоко ценили Станкевича Виссарион Белинский и Константин Аксаков, Тимофей Грановский и Михаил Бакунин… Но у них-то громкие имена, и объяснимо почему. А вот Станкевич? У него-то что в активе, какие достижения, заслуги?
Понять Николая Станкевича, ценностное содержание его жизни действительно непросто и писать об этом непросто. Более того, немало людей в наше время, когда господствуют рационализм, безудержное потребительство, вполне могут посчитать его чудаком, не умевшим жить. Тем не менее Станкевич – человек замечательный, по праву вписавший свое имя в историю России, и жить он, конечно, умел – интересно, отзывчиво, со своим ярким «Я».
Несомненно, что его жизненному пути будет посвящена еще не одна книга. А настоящий рассказ только о первых, воронежских страницах его биографии, о семье, детстве и ранней юности. Этот рассказ потребовал выявления и обобщения объемного документального материала.
Из фамильной истории
Просвещенный читатель, возможно, знает, что интересующий нас фамильный род в России мог бы и вовсе не состояться. Ведь по мужской линии семья выросла из корней иноземных. Дед Николая по отцу был сербом из города-крепости Задар (Зара) в Далмации, входившей тогда в состав Венецианской республики. В 1757 году, в двадцатидвухлетнем возрасте, он решил отправиться в необъятную Россию, обозначив тем переломное событие в своей жизненной судьбе и в фамильной истории. Если бы не он…
Отметим, кстати, что сербской фамилии Станкевич как таковой не существует. Это измененный вариант фамилии, которая в Далмации была иной: возможно, Стáнкович. Но в России определилось написание фамилии как Станкевич. Иван Семенов сын (Иван Семенович) Станкевич, – так будут именовать бывшего сербского далматинца на новой родине.
Приняв присягу на вечное подданство России, установленную Сенатом в августе 1747 года, Иван вступил в военную службу. Прослужив почти тринадцать лет в гусарских полках, он вышел в отставку с чином капитана в марте 1770 года; затем успешно исполнял гражданские должности: комиссара Меловатского комиссарства; заседателя, а потом и судьи в Острогожском уездном суде. «Радетельное усердие» на «беспорочной службе» не осталось без внимания. В апреле 1786 года Воронежское наместничество пожаловало Ивану Станкевичу чин коллежского асессора, который занимал место VIII класса в Табели о рангах и соответствовал штаб-офицерскому чину майора. Но себя майором, в отличие от коллежского асессора Ковалева в гоголевском «Носе», он никогда не величал. Чванливость не добавляет уважения.
Жизнеустройство на крепкой воронежской земле надежно закрепил его брак (в 1776 или 1777 году) с Марьей Синельниковой, дочерью Дмитрия Петровича Синельникова – сотника Острогожского слободского полка. Завет библейский «плодитесь и размножайтесь» Иван Станкевич с супругой прилежно исполняли. Ко времени записи в дворянскую родословную книгу Воронежской губернии, а она состоялась 28 ноября 1789 года, в семействе росли сыновья – Петр двенадцати, Алексей восьми, Николай семи, Александр пяти, Владимир трех лет и дочь Наталья девяти лет. В 1785 году рожден был и сын Иван, но он в малом возрасте умер. Для нового поколения Станкевичей Россия однозначно станет своим родным отечеством.
Пустивший в России побеги род был дворянским. Как дворянина, выходца из шляхетства «сербской нации» Ивана Станкевича признавали в годы и военной, и гражданской службы. Так что запись в 4-ю часть родословной дворянской книги – в эту часть как раз и вносились иностранные благородные роды, перешедшие в российское подданство, – лишь подтвердила правомочность дворянского достоинства.
Еще до этого события, в конце 1788 года, Иван Станкевич был выбран дворянами Острогожского уезда их предводителем. Чужаком его отнюдь не считали, испытывали к нему уважение и доверие. На этой ответственной и почетной (без вознаграждения) должности дворянского самоуправления Станкевич пробудет один срок – три года, повторно избираться не станет: накапливалась усталь, да и здоровье оставляло желать лучшего. На должности предводителя его сменит секунд-майор Василий Степанович Тевяшов.
Больше дед Николая Станкевича не служил, заботился об острогожском доме, о детях, россиянах по рождению. Сколько событий, больших и малых, сколько впечатлений и переживаний разного рода оставалось у него в памяти! О Далмации и Венеции, конечно, вспоминал, но иногда эти трогательные воспоминания о других временах и о другой, молодой жизни выглядели уже призрачно-сказочными.
Год смерти Ивана Семеновича исследователями не определен: в литературе обычно указывается, что он умер после 1803 года. Эти сведения можно уточнить, привлекая данные о формировании в России в преддверии войны с Францией и ее союзниками временного народного ополчения (милиции) в соответствии с Манифестом императора Александра I от 30 ноября 1806 года. Согласно Генеральной ведомости, утвержденной губернским дворянским собранием, «Ивану Станкевичу с женою его Марьею», имеющим 20 душ помещичьих крестьян, надлежало поставить одного ратника. С большой долей вероятности можно полагать, что Иван Станкевич в конце 1806 года был жив.
За перенос рода своего в Россию, придание ему новой жизненной энергии Ивану Семеновичу всегда были благодарны потомки. О том, что он внук сербского далматинца, помнил, конечно, и Николай Станкевич, относя себя, правда без оговорок, к русским.
Из упомянутых детей первого Станкевича нас, разумеется, в наибольшей мере интересует один из сыновей – Владимир Иванович (7 июня 1786 – 21 октября 1851), будущий отец Николая Станкевича. Документы рассказывают, что научившись читать и писать дома, он продолжил учебу в одном из частных заведений Харькова («у какого-то иностранца»), а затем поступил в Харьковское казенное училище, где показал себя примерным учеником. Об этом свидетельствует в частности похвальный лист, который ему вручили на торжественном акте училища 8 декабря 1798 года. «Награжден, - выведено было каллиграфическим почерком в листе, - за отличное в науках прилежание и порядочное поведение для вящего впредь к тому поощрения».
После учебы вернулся в Острогожск. Пошел по пути отца, выбрав вначале военную службу. В первых числах марта 1804 года Владимир поступает юнкером в гусарский полк – Ахтырский; в феврале 1806 года он становится портупей-юнкером; в январе 1808 года за отличие по службе был награжден чином корнета. В походах 1806–1807 годов, находясь в составе полка в союзнической Пруссии, участвовал в «действительных сражениях» против французов, в частности в мае 1807 года под местечком Сиротским и при Пултуске. Май–ноябрь 1809 года в его формулярном списке отмечен походом в восточную часть Галиции для защиты русских интересов в условиях войны Франции и Великого герцогства Варшавского против Австрии. Спустя годы о службе в армии напомнят три небольших бронзовых пушки, привезенные в подарок Владимиру Ивановичу кем-то из бывших полковых друзей. Эти орудия многие лета «охраняли» помещичье имение в Удеревке, о нем мы еще скажем читателю. В отставку с производством в поручики Владимир Иванович вышел «за болезнью» (распространенная формулировка в то время, отнюдь не означавшая, что отставник действительно болел) 13 января 1811 года, так что с наполеоновскими войсками, вторгшимися через полтора года в Россию, на поле брани он не сражался. Известно, однако, что в годину суровых испытаний отец Н.В. Станкевича активно участвовал в деятельности дворян по снабжению армии продовольствием. За труды в деле защиты и спасения России его, наряду с другими отличившимися воронежскими дворянами, позднее наградили бронзовой медалью «В память Отечественной войны 1812 года».
Из всех братьев отец Н.В. Станкевича был наиболее близок с Николаем Ивановичем (20 марта 1783 – 22 августа 1838). Так вот, военный мундир этот брат надел рано, в ноябре 1796 года, вероятно, в Воронежской внутренней губернской роте, в апреле 1803 года был переведен в Курский мушкетерский полк, с августа 1805 года служил в Одесском мушкетерском полку. В марте 1806 года стал прапорщиком, в ноябре того же года подпоручиком. Участвовал в военных действиях, в частности в 1807 году против турок при Измаиле, в марте 1809 года был в бою с ними под крепостью Журжей, а затем «в походе за Дунаем», в Болгарии. В июле 1809 года он произведен в поручики. 4 марта 1810 года по собственному прошению уволен со службы.
Позднее два брата – Николай и Владимир – станут идти рука об руку по жизни и успешно заниматься предпринимательством. Первый из них, пережив в молодости серьезный роман, не закончившийся желанным браком, в дальнейшем так и не создаст семью, и семья брата, Владимира Ивановича, фактически станет его семьей. Именно Николай и Владимир Станкевичи как успешные помещики-предприниматели заложат прочный фундамент для благополучия семейства на долгие времена.
Добавим к сведениям о Николае Ивановиче, что он умер в имении Удеревка от тяжелой болезни желудка; там и похоронен. На кресте, расположенном на решетке могилы, его брат поместит надпись: «На память потомству. Брату! Другу! и Благодетелю. Владимир Станкевич». По завещанию Николая Ивановича, составленному 20 августа 1838 года, все движимое и недвижимое имущество его, как и денежные средства, были унаследованы Владимиром Ивановичем.
К нему, отцу Н.В. Станкевича, как раз и пора нам вернуться. 1811 год был ознаменован не только уходом из армии, но и другим событием, волнительное ожидание которого ускорило отставку. Молодой офицер женился. Избранницей стала Екатерина Крамер (1794 – 5 марта 1866), дочь коллежского асессора, штаб-лекаря Иосифа (Осипа) Христофоровича Крамера, к тому времени умершего. Познакомился с девушкой Владимир Иванович, когда навещал родные места во время отпуска, предоставленного в Ахтырском полку. Екатерина Иосифовна, будучи в преклонных годах, не без удовольствия рассказывала об обстоятельствах памятной встречи. На одном из увеселительных вечеров играли в горелки. Водящим во время этой подвижной игры выбирался молодой человек, который мог по правилам «ловить» только девушку из убегающей пары, но лекарская дочь, отличавшаяся красотой, умудрилась – случайно ли? – схватить крепкого сложения корнета за парик с привязной косой. Коса отвалилась, но Владимир был «пойман». Так или иначе, они познакомились, и вскоре знакомство переросло во взаимную симпатию, а потом и в любовь.
Чувства молодых людей были искренними. По крайней мере, Владимира Ивановича не смущало, что жениться он решил на бесприданнице, жизнь которой после смерти отца оказалась не из легких. Да и сам он в то время отнюдь не относился к состоятельным людям. 21 апреля 1811 года, поутру, в 8 часов, поручик Владимир Станкевич венчался в Троицкой церкви Острогожска – «без всяких глупостей и церемоний» – с дворянской девицей Екатериной Крамер. Небезынтересно заметить, что в строительство нового здания этого старинного соборного храма в 1780 – 1787 годах и обновление убранства значительный денежный вклад внесли Синельниковы, на дочери которых, как помнит читатель, женился дед Николая Станкевича.
Жизнетворящий путь к новому поколению в истории семьи был открыт.
Семья. Светлое детство
Первым ребенком у супругов как раз и стал наш герой. Он явился в земной мир 27 сентября 1813 года, и на следующий день все в той же главной церкви Острогожска было совершено таинство крещения. В эту осеннюю пору повсеместно собирали урожай, плоды предшествующих на земле трудов, а здесь тоже появился плод, плод родительской любви – желанный сын, первое звено ее «детского урожая»[1].
Продолжительное время в литературе, включая энциклопедические и другие авторитетные издания, местом рождения Н.В. Станкевича обычно указывалось сельцо Удеревка, расположенное в 25 верстах от Острогожска. Однако источники убеждают, что первый ребенок у молодой четы родился в Острогожске.
Прежде всего сошлемся на Свидетельство, выданное самому Николаю Станкевичу, когда он собирал документы в подтверждение своего дворянского достоинства. Вот текст документа (по архивной рукописной копии):
«…Дано сие Острогожского и Бирюченского уездов помещика поручика Владимира Иванова сына Станкевича сыну Николаю в том, что он Николай рожден действительно от помянутого поручика Владимира Иванова сына Станкевича и законной его жены Екатерины, дочери коллежского асессора фон Крамера, от законного брака прошлого 1813-го года сентября 27 дня и того же месяца 28-го числа мною крещен; восприемниками были Острогожского уезда помещик поручик Николай Иванов сын Станкевич и помещица дворянка губернская секретарша Елизавета Дмитриева дочь Синельникова, о чем и в метрике 1813 года под № 153 записано. В удостоверении чего, свидетельствуя, подписуюсь: Воронежской губернии города Острогожска Соборно-Троицкой церкви священник Михаил Подзорский».
Сохранилась также запись радостного молодого отца на внутренней стороне крышки домашнего Псалтыря (отдельные буквы истерты): «[В] Славу Бога моего родился сын Ни[колай] в городе в каменном [дом]е 1813-го года сентября 27-го, в [ночь] под 28-е». Слова «в городе в каменном доме», понятно, никак не могли относиться к Удеревке.
Более того, Удеревка, входившая в Бирюченский уезд (граница с Острогожским уездом проходила рядом с сельцом), еще принадлежала семейству Александровых. По 6-й ревизии (1811 год) там проживали 101 мужская душа (5 дворовых, 28 крестьян-великороссов и 68 крестьян-малороссов), а с учетом 7 душ малороссов в близлежащем хуторе Матренка – 108 ревизских душ; всего же 216 человек обоего пола. В июне 1812 года имение, унаследованное штабс-ротмистром Иваном Алексеевичем Александровым от матери, Авдотьи Борисовны, было заложено в Приказе общественного призрения за взятые взаймы 4900 руб. серебром. 6 июня 1814 года была составлена купчая на продажу имения братьям Николаю и Владимиру Станкевичам с переводом на них и долга Ивана Александрова. Таким образом, это имение с частью удеревских земель перешло к Станкевичам лишь через восемь месяцев после рождения в семье Владимира Ивановича первого ребенка.
Мы обращаем внимание на эти факты, поскольку в некоторых публикациях, особенно в сети Интернет, до сих пор, «по традиции», местом рождения Н.В. Станкевича ошибочно называется Удеревка, а не Острогожск.
Тем не менее, именно Удеревка, куда переедет из Острогожска семья, станет уютным отчим местом, центром притяжения для Николая, его братьев и сестер, для многих последующих Станкевичей.
Название сельца произошло от слова «удер», где «уд» – индоевропейская основа слова «вода»; «удер» означает лес, который растет по угорью, по склону, чаще всего у воды, реки. Действительно, сельцо располагалось в бывшей лесистой местности на левом, с откосами из меловых наслоений, берегу неспешной реки Тихая Сосна, впадающей в Дон. «Барский дом, – вспоминал уроженец Удеревки, литературовед, академик Александр Васильевич Никитенко (1804–1877), – стоял на высокой горе, у подошвы которой течет река Тихая Сосна. Начиная с вершины горы, по скату ее и до самой реки простирался великолепный сад с множеством плодовых деревьев и с огромными вековыми дубами. На противоположной стороне реки зеленел и пестрел цветами роскошный луг с живописно разбросанными по нему купами лоз и вербы. На одном из грациозных изгибов реки стояла водяная мельница…»[2].
Недалеко от Удеревки расположились и другие небольшие поселения с побеленными хатами, садами, огородами, красочными пятнами мака и других растений. Рядом с хатами в свободное от полевых работ время можно было увидеть и девушек в привлекающих взгляд малороссийских нарядах, аккуратно обшитых яркими лентами. Из соседних сел доставляли в Удеревку Станкевичам молоко, масло и яйца, другой «простой продукт». Немало необходимых товаров покупалось в Алексеевке – большой малороссийской торговой слободе, основанной казаками в 1685 году.
С Удеревкой и ее окрестностями ассоциировалась у Николая Станкевича светлое, богатое яркими впечатлениями детство, здесь он находил вдохновение, а порой и успокоение. Как было не любить родные места, привлекавшие привольем, естественной красотой, свежим воздухом, напоенным запахами земли и трав! Малая родина всегда помогала сохранять поэтический, возвышенный настрой его открытой души. В 1836 году Станкевич с нотками сентиментальной грусти признается В.Г. Белинскому: «Альпы едва ли так понравятся мне, как меловые горы над рекой Сосною в сельце Удеревке». А в другом письме напишет о скромном желании «полюбоваться на замерзшую реку, на дым, столбом подымающийся с деревни…»[3].
Воспитывался Николай, по характеристике А.И. Герцена, широко и свободно, «на всей барской воле»[4]. Возможности для этого были созданы прежде всего отцом, благодаря которому быстро росло состояние семьи, укреплялись ее позиции среди дворянства. Что касается матери, Екатерины Иосифовны, то она, добросердечная, мягкая по характеру, была занята домашними делами, поддержанием семейного уюта. Правда, она часто болела, точнее, хворала и проявляла мнительность в отношении здоровья, как своего, так и детей. Заметим, Николенька – так дома звали первого ребенка – рос в целом здоровым, хотя в детстве, конечно, и обыкновенные болезни случались. Во многом от матери наш герой перенял открытость, незлобивость, умение сопереживать другим людям.
Разумеется, провинциальные дворянские семьи не были однотипны и некоторые из них жили по старинке, как это было принято еще в фонвизинские времена. Однако семья Станкевичей ни в коей мере не относилась к тем, в которых царила жизнь обеспеченная, довольная, но замкнутая в узком кругу патриархальных отношений. Факты показывают, что отец Н.В. Станкевича был примером помещиков нового типа – помещиков-предпринимателей, которые, проявляя живое начало, искали и находили новые возможности для приложения сил, сочетая государственные, общественные и частные интересы. «Барская воля» в этой семье исключала жизнь патриархальную и дремотную, она, напротив, предполагала жизнь активную, деятельную. Это полностью упустил из вида литературный критик А.М. Скабичевский (1838–1910), оценивая обстановку, в которой протекало детство Николая Станкевича[5]. Юным героем «сонного царства» тот, несомненно, не был.
В 1813 году – в год рождения Николая – его отец получил по выбору дворянства Острогожского уезда должность земского исправника, которую занимал два срока – шесть лет. Ему поручалось следить за соблюдением законов, приводить в исполнение решения более высоких судебных инстанций, бороться с укрывательством беглых людей и искать пропащих. Судебно-полицейскими функциями обязанности исправника не исчерпывались. Он также контролировал используемые в торговле весы и меры (чтобы не только обмана не было, но и разного рода пошлины правильно уплачивали), наблюдал за сохранностью дорог и мостов. Поддержку по мере возможностей ему оказывал и старший брат, Николай Иванович, который в 1816 – 1819 годах был острогожским предводителем дворянства. Авторитет Станкевичей в уезде и губернии постепенно укреплялся, а местные связи и опыт решения «деловых вопросов» в последующем станут важным фактором для их предпринимательской деятельности.
В.И. Станкевич вместе с братом развернулся и в такой сфере как винокурение, которым, в скромных размерах, начинал заниматься еще их отец. Производство (выкурка) и поставки хлебного «горячего вина», т. е. водки, было традиционным занятием казаков, а позднее войсковых обывателей. В первые годы XIX века в Острогожском уезде выкуривалось примерно по 300 000 ведер вина в год. При этом войсковое винокурение, как правило, мелкое, последовательно вытеснялось дворянским, становясь у части дворян важнейшим направлением предпринимательства.
Преуспевающий В.И. Станкевич имел несколько винокуренных заводов, один из них, именуемый Ивановским, в своей удеревской экономии. Однако более значительный доход поступал от участия в «бизнесе» по питейным продажам. Владимир Иванович, один или вместе с братом, успешно извлекал доход и при так называемой казенной системе продажи вина, которая была в России в 1817 – 1827 годах, и при откупной системе, когда на публичных торгах выкупались права на поставки определенного объема вина в те или иные города и уезды. Денежные средства, необходимые для выполнения «винных обязательств», Станкевичи зачастую брали в Воронежской казенной палате, предоставляя в залог собственные заселенные и незаселенные земли, даже находившиеся «при Удеревке».
Вообще Станкевичи умели брать и давать деньги, знали, куда приложить их с выгодой, и доход от финансовых операций в значительной мере обеспечивал рост их благосостояния. Имели место случаи, когда они уступали приобретенные права в винном «бизнесе» другим лицам, не случайным, разумеется, получая от них и благорасположение к себе, и часть прибыли.
Пройдут годы, и Николай Станкевич, имея в виду не только отца и дядю, Николая Ивановича, но и других острогожских деловых людей, с явным одобрением напишет: «Они не лежат под навесом, а пускаются в коммерческие обороты, курят вино и ставят свиней на барду, что доказывает их способность к практической деятельности»[6]. При этом семья Станкевичей отнюдь не стремилась к жизни напоказ, старалась избегать ненужных, «красивых» трат. Пополняемые разными путями доходы не растрачивались впустую, а шли на очередные финансовые сделки или покупку новых владений.
Станкевич-отец с детства служил для первенца-сына, для других детей примером инициативного, «энергического» человека, умеющего смотреть вперед, добиваясь намеченного. Неуспокоенность, жажда деятельности и замыслов будут, как известно, характерны и для самого Николая Станкевича, но проявятся иначе, в другом содержательном наполнении.
С 1825 года отец Н.В. Станкевича представлял бирюченских дворян в губернском депутатском собрании, а в 1837 – 1841 годах был предводителем дворян Острогожского уезда. Успешной деятельности на выборных должностях способствовали характерные для него открытость и общительность. Но людей мелочных, как и высокомерных, кичливых Владимир Иванович сторонился. Тесные отношения Станкевичи поддерживали с дворянскими семьями Тевяшовых, Томилиных, Рахминых, Сафоновых.
Понятно, что разнообразные дела вынуждали отца часто отсутствовать, но зато как оживлялся дом, как радовался Николенька вместе с братьями и сестрами, когда он возвращался после близкой или дальней поездки, бывало, что и из столиц. Иногда, зная о примерном времени его возвращения, они с матерью или прислугой встречали экипаж за несколько верст от Удеревки, у оговоренного места. За шумной встречей, за подарками и расспросами, непременно следовали новые отцовские дела и заботы, и вот уже приходилось видеть его за столом, готовящего прошения, документы для тяжб, прочие бумаги, проверяющего счета или встречающего у порога особняка нужных ему людей.
Если первый Станкевич, Иван Семенович, был представителем собственно служилого дворянства, то отец Николая Станкевича – прежде всего поместный дворянин, причем, как мы уже отметили, нового, предпринимательского типа. Этот тип убедительно отражал отход части дворянства от «классических» феодальных отношений. Новизны в ведении хозяйства, в устройстве своей жизни Станкевичи никогда не боялись.
Вместе с тем для встречающихся утверждений о том, что Владимир Иванович являлся либеральным помещиком, по нашему мнению, оснований нет: существующие порядки он умел использовать, идеями и проектами реформаторского толка особо не интересовался, предпочитая заниматься многосложными практическими делами, предпринимательскими и хозяйственными. В них он «нашел себя», возможности самоосуществления. «Опасные» политические разговоры в доме не велись. И, конечно, идеи декабристов, разного рода мечтателей-утопистов здесь не могли найти поддержки.
Теперь обратим внимание на документ исключительной важности. Речь идет о собственноручно подписанной 5 июля 1830 года императором Николаем I Грамоты о возведении Николая Ивановича и Владимира Ивановича Станкевичей на «вечные времена» в российское дворянство.
Как уже известно читателю, род Станкевичей внесли в родословную книгу еще в ноябре 1789 года, но подтверждения этого решения Герольдией, входившей в состав Сената, долгое время не было (Герольдия оформила это решение – вот уж коллизия сдвига времен! – только в июле 1842 года). Беспокоило ли это всерьез Станкевичей? Вряд ли. Ведь никаких оснований для сомнений в их потомственном дворянском достоинстве не предвиделось. Так почему же братья Станкевичи при поддержке воронежского губернского начальства настойчиво добивались и добились императорского пожалования в дворянство? Ответ очевиден. Грамота монарха была желательна прежде всего как знак признания, подтверждающий успехи Станкевичей, окрепшее положение в среде высшего сословия. Она призвана была способствовать росту их социального авторитета как людей губернского масштаба.
Той же Высочайшей грамотой Станкевичам жаловался родовой герб с правом употребления его «во всех честных и пристойных случаях». Непосредственно в Грамоте приводилось и описание герба этому молодому, но уже преуспевающему российскому роду: «Щит разделен на три части. В первой части в голубом поле изображена серебряная в правую сторону обращенная Луна; во второй части в красном поле Бычачья голова; в третьей части в золотом поле, бегущий в правую сторону Лев. Щит увенчан дворянским шлемом и короною с тремя на оной страусовыми перьями. Намет на щит красный и голубой, подложенный золотом». Гербовые фигуры обозначали молодость рода, его силу и мужество. Подчеркнем еще раз: обретение родового герба, да еще и пожалованного верховной властью, относится к 1830 году, и это заслуга прежде всего Николая Ивановича и Владимира Ивановича Станкевичей.
Станкевичи гордились своей принадлежностью к дворянству и никаких комплексов в связи с этим не испытывали. «Чувство вины» за дворянское сословие в последующем не выражали и представители новых ветвей фамильного рода. Наличие крепостных, – крестьян и дворовых – число которых возрастало после приобретения новых земель, воспринималось как должное, само собой разумеющееся. «Люди того времени были сантиментальны, горячи в своих привязанностях к родным, к друзьям, – писала Александра Владимировна Станкевич (в замужестве Щепкина), сестра нашего героя, – но эта теплота чувств не простиралась на окружавший их народ; к нему относились сурово, хотя по христианским верованиям помогали беднякам»[7]. Крайностей и причуд в проявлениях крепостничества, жестокого отношения к подвластным людям у Станкевичей действительно не было. Так что подраставший Николенька не наблюдал в детстве безобразных сцен, как, к примеру, ближайший в будущем друг Януарий Неверов или, скажем, Иван Тургенев. Отец не любил напоминаний о бывшей владелице Удеревки А.Б. Александровой, которая, по словам А.В. Никитенко, являлась «феодальной дамой», неприятно поражавшей резкими манерами и отличавшейся «всеми свойствами деспота»[8]. Но и поиски примеров «человеколюбия» у отца Н.В. Станкевича в отношении крепостных людей вряд ли уместны. Не будем поэтому отдельные проявления внимания помещика к своим работникам – живому источнику его доходов, возводить в ранг некого «человеколюбия» и «гуманности».
Николеньке дозволялось играть и общаться с детьми не только дворян-соседей, посещавших Удеревку, но иногда и с дворовыми ребятами. Замкнутым ребенком он не был. Но, похоже, никаких сильных впечатлений от общения в детстве с крестьянами и дворовыми детьми у него не осталось; по крайней мере, о таких впечатлениях он не вспоминал позднее в своих письмах, да и в других источниках о них не говорится. Повседневную жизнь простого люда он видел, но зачастую все-таки поверхностно – от нее он был оторван укладом, обстановкой жизни своей семьи.
Детство нашего героя – это детство ухоженного дворянского ребенка. Первенец постоянно ощущал чувства семьи и семейственности, любовь и заботу родителей, дяди Николая Ивановича, других родственников. Это было детство в светлых тонах, ясное, достаточно спокойное, свободное от событий-потрясений в семье или вне ее.
Павел Васильевич Анненков (1812–1887) в хорошо известном очерке о Н.В. Станкевиче обобщал, и с ним можно согласиться, что родители отличались «честным отношением с детьми»; их власть чувствовалась в доме «не как гнет, а только как ограничение воли, еще необузданной размышлением, и почти всегда как ограничение разумное и снисходительное». Да, подрастающий Станкевич воспитывался широко и свободно, без излишнего домашнего давления, и это вело, среди прочего, к отсутствию у него «мелких пороков, скрытности и притворства, лжи и лицемерия»[9]. Никто не сможет и в дальнейшем упрекнуть его за проявления подобных качеств.
Между тем подвижность, импульсивная порывистость мальчика нередко доставляли беспокойство родителям и няням, а иногда вели к опасным проказам. Так, в июле 1821 года, стреляя по птицам из подаренного духового ружья, заряженного пыжом, Николенька попал в покрытую соломой крышу семейного дома. От искр вскоре разгорелся сильный пожар, который затронул не только дом, но и ближние постройки. Провинившегося сына нашли в соседней рощице, где он отныне собрался жить. Возвести новое, более поместительное жилье в семье хотели и раньше, теперь же пришлось заняться этим в безотлагательном порядке. На холме, отойдя от пепелища, рядом с большаком, ведущим из Бирюча в Ольшан и далее в Острогожск, крепостные работники и приглашенные мастера по чертежам, выполненным Владимиром Ивановичем («я сам был архитектором», не без гордости напоминал он), выстроили белый особняк в два этажа с фронтоном и колоннами, в стиле близком ампирному. За цветниками, прилегавшими к дому с задней стороны, разбили фруктовый сад; липовые аллеи станут рассекать участки, наполненные яблоневыми, грушевыми, сливовыми деревьями и вишняком. (Усадьба жила многие десятилетия, вместе со всем имением ее разграбили и разрушили во время послереволюционной гражданской войны в России.) Таким образом, ребенка, учинившего пожар, можно считать непосредственным побудителем новостройки.
Встречались и случаи, которые даже к проказам отнести трудно. Однажды внимание Николеньки привлекла выдающаяся лысина на голове почтенного купца, приехавшего по делам к отцу. Мальчик, стоя на широком балконе, нависавшим над крыльцом, не устоял от «искушения» и… плюнул на лысину гостя, что вызвало, естественно, у того негодование. За безобразную выходку (не недостаток же размышления ее породил) можно было и строго наказать сына. И Николеньку наказали, но не телесно, поскольку таковые наказания в семье не практиковались.
Надо признать, что по многим своим проявлениям сын относился к беспокойным детям, – сказывались особенности его нервической натуры, душевно-психического склада. Эмоции и чувства зачастую переполняли мальчика, его бодрствующую душу. Он сильно впечатлителен, переменчив в настроении, склонен к обостренным переживаниям и фантазиям. А о «новом чудном мире», который вдруг найдется не очень далеко, как приятно помечтать! В детстве проявилась у него также способность перевоплощаться, представлять разные лица, подражая голосам и характерным манерам. Не случайно, что в домашнем театре заслужил он репутацию главного актера. По свидетельству брата, Александра Владимировича, он любил изображать попа и отправлять «церковную службу» с песнопениями, облекшись в ризу из газетных листов.
Николай с ранних лет был религиозен и одно время даже решительно намеревался когда-нибудь уйти потихоньку из дома и «пойти в монахи», и это несмотря на то, что в семье религиозные обряды и установления соблюдались нестрого. Его религиозность питалась чувственно-эмоциональными впечатлениями и переживаниями, неустоявшимися мыслями о земном и горнем, небесно-вечном. Глубокое воздействие оказывало на мальчика усердное чтение Евангелия с возвышенно-вдохновляющими образами Иисуса Христа, Богоматери и апостолов. Знал он и о дивных меловых пещерных храмах, находившихся недалеко от родных мест, и подвижничество верующих людей не могло, конечно, не удивлять его.
В монахи Николай не ушел, но на учебу в Острогожск уехал. И об этом расскажем читателю подробнее.
Первое учение
В повышенном внимании к обучению и воспитанию детей еще одно проявление «барской воли» в семье Станкевичей. В этом отношении они со всей очевидностью находятся среди носителей новых тенденций в развитии передового провинциального дворянства в начале XIX столетия. Для этой части дворян совершенно неприемлемо учить детей «чему-нибудь и как-нибудь». В образованности они начинают видеть важнейшую ценность, которая может существенно повлиять на качество всей жизни.
В 1822 году родители определили девятилетнего Николая в Острогожское уездное училище. Торжественно открытое 1 октября 1808 года, оно вошло в историю как первое уездное училище в Воронежской губернии. До него, с ноября 1788 года, в Острогожске имелось малое народное училище. Однако возросшие требования к общей образованности побудили власти к его реорганизации в казенное заведение более высокого типа, уездное, тем более что наличия таковых требовала системная реформа образования, отразившаяся в частности в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам», обнародованном в ноябре 1804 года.
Возникает вопрос: почему отец Николая, к тому времени состоятельный и авторитетный дворянин, остановился на училище? А.И. Герцен писал, что такое решение было «чрезвычайно оригинально»[10]. Действительно, некоторые дворяне пренебрежительно относились к новому заведению как месту, где их отпрыски неизбежно столкнутся с выходцами из неблагородного люда. Поэтому выбор Станкевичей мог выглядеть «оригинальным». Но все-таки родители не оригинальничали, а исходили из преимуществ организованного, «правильного» обучения» в училище: оно не только даст знания по утвержденной властями программе, но и поможет взрастить самостоятельность и ответственность у подрастающего сына, дабы он не был избалованным и однозначно «домашним». Однако отправлять ребенка далеко, в губернский Воронеж или Харьков, не говоря уже о Москве, конечно, остерегались. Оставался вариант с Острогожском, в котором к тому же находился дедовский, Ивана Семеновича, дом. Хозяином числился Николай Иванович, но в осеннюю и зимнюю пору в нем проживали и родители Николая с детьми. Фактически наш ученик располагал в Острогожске еще одним – кроме удеревского – родным домом. Определенное значение имело и то обстоятельство, что почетным смотрителем училища служил в то время надворный советник помещик Николай Алексеевич Сафонов, которого хорошо знали Станкевичи.
Примем также во внимание, что Николая отдавали на учебу в Острогожск, отнюдь не относившийся к тусклым местам, олицетворяющим застой. К началу 1820-х годов город с населением около 10 тысяч человек выступал не только торгово-промышленным, но и культурным центром, вполне заслуженно зарекомендовавшим себя «воронежскими Афинами». В нем проживало немало образованных людей, особенно из духовенства и дворян, которые не замыкались в обыденности, а проявляли интерес к политическим, общественным, литературным темам. По уровню своего развития Острогожск выгодно отличался от многих уездных городов империи.
Училище размещалось, правда, в ветхом, неудобным для учебы «городовом каменном доме», стоявшем на углу улиц Воронежской и Большой Площадной. Сюда и привезли 2 августа 1822 года одетого в аккуратный костюмчик, по-мальчишески угловатого и несколько смущенного Николая (учиться начинали тогда в августе). Нижнее, приготовительное отделение не требовалось, – мальчик неплохо читал и писал, хотя ранее не знал приглашенных домашних учителей, и потому его зачислили в 1-й класс. Теперь шесть дней в неделю, кроме воскресения и праздничных выходных, надлежало ходить на уроки.
Николай стал одним из 69 учащихся «всякого звания» (из них 65 мальчиков), которые в 1822/1823 учебном году обучались в этом уездном заведении; некоторые из них были и переростками в четырнадцать-пятнадцать лет. Кстати, дворянских детей в нем имелось немало. Так, в 1-м классе, в котором учился Станкевич, во втором учебном полугодии из 17 учеников 10 были из дворянских семей, в основном мелкопоместных. В течение «учебного течения» число ребят в этом классе доходило до 20.
Несколько слов скажем о штатном смотрителе, говоря современным языком, директоре училища, под присмотром которого оказался наш подросток. Им служил Федор Федорович Ферронский. Окончив курс Воронежской духовной семинарии и пройдя подготовку к учительскому труду в главном народном училище губернского центра, Ферронский в декабре 1792 года получил назначение учителя исторических наук и начал словесности в малое народное училище Острогожска. С июля 1813 года он будет служить штатным смотрителем уже уездного училища, о котором идет речь. К обязанностям своим этот энтузиаст, имевший большую семью и зачастую испытывавший нехватку денег для повседневной скромной жизни, относился с благородством сердца, «исправно и ревностно». В сентябре 1829 года его уволят «за старостью» с годовой пенсией в 300 рублей, должность смотрителя займет Илья Ефимович Сорокин, ранее преподававший в училище «науки математические» и рисовальное искусство.
Чему же учили Николая и других ребят?
Из документов дирекции народных училищ Воронежской губернии, которые впервые ввел в научный оборот историк-краевед А.И. Гайворонский, повествуя об учебе Николая Станкевича в Острогожске[11], известно, что в первой половине 1822/1823 учебного года в 1-м классе было пройдено: «Из арифметики – до умножения именованных чисел. Из чистописания – упражнялись в письме с прописей. Из немецкого языка – упражнялись в чтении и письме с прописей. Из рисовального искусства – занимались изображением различных частей человеческого тела». Во второй половине года было изучено: «Из росс[ийской] грам[матики] – до словосочетания. Закон Божий и правописание – окончены. Арифметика – первая часть окончена и повторена. Из чистописания – упражнялись в письме с прописей. Из латинского и немецкого языка – упражнялись в чтении и письме с прописей. Чтение из Евангелистов – прочитано. Из рисовального искусства – упражнялись в [изображении] различных частей человеческого тела».
Учеба у мальчика, подвижного и одновременно серьезного, наладилась быстро, проявил он себя только с примерной стороны. Что можно узнать, к примеру, из ведомости о состоянии училища, составленной в феврале 1823 года? Вот графа о способностях учеников. Против фамилии Станкевича самая высокая оценка «остр», означавшая, что ученик способен, легко усваивает преподаваемый материал. Высших характеристик Николай удостоен и по прилежанию – «рачителен», как тогда говорили, и по поведению – «благонравен». А посему и наказаний от учителей – ударами линейкой по ладоням или стояния на коленях ему испытать явно не пришлось, хотя других, нерадивых и излишне шаловливых, наказывали нередко.
Успехи подростка убедительно подтвердили открытые – в присутствии городничего, предводителя дворянства, градского главы, а также родителей и прочих родственников – испытания, т. е. экзамены, проходившие 26 июня 1823 года, в завершении первого учебного года. После принятых приветствий ученик Станкевич – наряду с одним из второклассников – «произнес разговор» о пользе грамматики. Высоких результатов он добился в ходе самих испытаний. «По части исторической», к которой отнесли Закон Божий, русскую грамматику и правописание, Николай набрал максимально возможные 10 шаров (баллов) и поделил первое место с дворянским сыном Николаем Панковым, позднее учившимся в воронежской гимназии. «По предметам математическим», точным, к каковым, кроме арифметики, были определены чистописание, чтение из Евангелистов, латинский и немецкий языки, а также рисовальное искусство Станкевич получил 19 шаров из 21, потеряв по шару в оценках по рисованию и чистописанию. Родителям было за что похвалить первенца.
Старанием и успехами Николай зарекомендовал себя и в следующем году. Список предметов значительно расширился. Из «наук исторических», которые вел учитель Христиан Григорьевич Бутков, мальчик изучал Закон Божий, грамматику, всеобщую и российскую географию, математическую географию (по этому предмету знакомились в частности с элементарными основами землеведения), всеобщую и российскую историю. На испытаниях, состоявшихся 28 июня 1824 года, по перечисленным предметам он совокупно получил 38 шаров из 40, недобрав в оценках по истории, всеобщей и российской. Этот недобор в первом ученичестве Станкевич более чем компенсирует впоследствии, живо интересуясь историей разных стран и народов. По циклу «математических наук» – арифметике, геометрии, физике, латинскому и немецкому языкам, рисовальному искусству Станкевич отметился 23 шарами из 24 возможных, причем по немецкому языку стал единственным, кто получил 3 шара – наибольшее количество для этого предмета. Находясь с 1837 года в Германии, он не единожды вспомнит свои начальные штудии по языку немецкому в Острогожске.
Училище Николай окончил в конце июня 1824 года первым учеником, получив надлежащий аттестат и как награду - похвальный лист. Несомненно, он был более развит и сметлив, чем многие сверстники. Ему нравилось учиться, отличаться успехами, и учеба уже начала выступать не только насущной потребностью, но и важнейшей формой его самоутверждения и самореализации. А это, согласимся, весьма существенно для понимания главных особенностей всей его жизни. Острогожск привнес и опыт общения с выходами из разных сословий. Опыт, который будет накапливаться и весьма благотворно скажется в дальнейшем. При этом не будем, однако, повторять ранее встречавшиеся в советских исследованиях суждения о том, что в ученическую пору в «отзывчивой душе» подростка чуть ли не начало пробуждаться «сочувствие к угнетенным». Подобным предположениям он бы сам наверняка очень удивился.
Покидая уездное училище, Николай, конечно, не мог предполагать, что, окончив со степенью кандидата Московский университет, он в 1835 – 1837 годах будет служить его почетным смотрителем.
Но не будем забегать вперед. Нам теперь необходимо остановиться на новой полосе в его жизни, которая непосредственно связана с Воронежем.
Воронежское взросление
Читатель, вероятно, догадался, что в Воронеж Николай Станкевич приехал для продолжения образования. Предстоящая длительная жизнь в губернском центре не могла не будоражить воображения. В любимой Удеревке, а до нее из Воронежа по дорогам не менее 120 верст, теперь часто не побываешь. Надо привыкать к крупному, быстро развивающемуся городу, к новым лицам, улицам, домам, лавкам. Надо привыкать к только что открывшемуся частному пансиону.
Учредителями нового заведения, или пансионосодержателями, как называют их в документах, стали старшие учителя Воронежской гимназии Павел Кондратьевич Федоров, преподававший математику, и кандидат словесности Александр Алексеевич Попов, который обучал «историческим наукам». 1 июня 1825 года, «исполняя волю некоторых почтенных родителей и желая споспешествовать общественной пользе чрез образование юношества», они подали прошение об открытии пансиона для детей мужского пола. 19 июня губернский директор народных училищ Владимир Иванович фон Галлер (он же директор гимназии) направил их прошение в Училищный комитет Московского университета[12]. Возражений со стороны этого комитета, как и Совета университета, не последовало, и 18 июля попечитель Московского учебного округа князь Андрей Петрович Оболенский дозволил завести пансион, занятия в котором начались 14 октября того же года. Николай Станкевич оказался в первом наборе воспитанников.
В историю это учебное заведение вошло как пансион Федорова, который был не только основным пансионосодержателем, но и его первым смотрителем, т. е. директором.
Конечно, родители Станкевича могли бы отдать первенца-сына в Воронежскую гимназию, открытую еще в январе 1809 года на базе 3-го и 4-го классов прежнего главного народного училища. Однако выбор был сделан в пользу пансиона. Преподавание в нем велось по программе близкой гимназической; ведущие преподаватели работали в гимназии, и такая увязка позволяла рассчитывать на неплохой уровень обучения. Но, в отличие от гимназии с ее смешанным составом учеников, в пансионе – не зря он будет называться благородным – обучались дворянские дети. Привлекали улучшенные условия пребывания в нем, а также акценты не только на учебные, но и воспитательные задачи. Учредители гарантировали присмотр и внимание к каждому подопечному. Стоимость пребывания и обучения за год при открытии заведения определили значительную: 900 рублей ассигнациями, без учета дополнительной платы за «упражнения в искусствах», под которыми имелись в виду музыкальные и танцевальные занятия. Отец Николая Станкевича постоянно интересовался учебой и условиями нахождения сына в пансионе, иногда оказывая, чего уж здесь скрывать, и дополнительное поощрение деньгами его содержателей.
По данным на август 1826 года, в пансионе насчитывалось 10 воспитанников, в декабре того же года – 11, в феврале 1827 года – 15, к осени того же года – 22. К концу 1829/30 учебного года, когда Станкевич завершал обучение, пансион вырос до 30 подопечных при 9 учителях (для сравнения: в Воронежской гимназии – 87 учащихся при том же числе учителей). Отметим, что этот пансион отчасти восполнял отсутствие благородного пансиона непосредственно при Воронежской гимназии (таковой был открыт только в 1842 году).
Учебное заведение вначале размещалось в живописном месте – доме княгини Натальи Петровны Касаткиной-Ростовской на Савинской улице (встречается название Савинковская; ныне Авиационная). С холмистого возвышения над рекой Воронеж Николай и другие ребята хорошо видели остатки корабельной верфи Петра I и цейхгауза. Однако после ее смерти в декабре 1828 года дом в соответствии с завещанием надлежало передать военно-сиротской школе. Для пансиона стали ускоренно подыскивать новое расположение. В начале следующего года он переехал в особняк княгини Олимпиады Михайловны Лобановой-Ростовской – каменное двухэтажное здание на Большой Девиченской улице, совсем недалеко от Воронежской гимназии, где и располагался вплоть до своего закрытия в 1833 году. Из нового, арендуемого дома красивый вид на город не открывался, но зато при нем находился сад с длинными аллеями из лип и орешника и обширная – размером в несколько комнат – беседка. Станкевичу, как и другим воспитанникам, было, где отдохнуть и, что не менее важно в лета отрочества и ранней юности, помечтать. Дом этот в сильно перестроенном виде сохранился до нашего времени (ул. Сакко и Ванцетти, д. 80).
Об уровне преподавания в пансионе, в котором Станкевич провел почти пять лет, имеются разные мнения. Так, например, Николай Иванович Костомаров (1817 – 1885), в будущем крупный историк и этнограф, учившийся в пансионе с 1829 года, писал, что это было одно из таких заведений, «где более всего хлопочут показать на вид что-то необыкновенное, превосходное, а в сущности мало дают надлежащего воспитания». По его словам, «…в пансионе не учили почти ничему, что нужно было для поступления в университет. Самое преподавание производилось отрывочно; не было даже разделения на классы; один ученик учил то, другой иное; учителя приходили только спрашивать уроки и задавать их вновь по книгам»[13]. Такие высказывания в своей однозначной негативности не оправданы. Пансион работал без особых нареканий начальства, и качество преподавания в нем в целом отражало уровень – отнюдь, конечно, не образцовый – гимназического образования в тогдашнем Воронеже. Тенденциозность Костомарова во многом объясняется тем, что ему не по нраву пришлись порядки, установленные для пансионеров. В 1831 году он был исключен из заведения за неоднократное потребление «винной водицы» из соседнего погребка.
Совсем с другими, чем у Костомарова, обобщениями мы встречаемся в очерке П.В. Анненкова о Станкевиче, который в целом положительно оценивает пансион и Федорова, называя его «весьма умным директором», умеющим общаться с детьми. «Он казался глубоко огорченным, расстроенным и даже больным, когда приходилось разбирать школьнические проделки и изрекать осуждение; он умел также затрагивать самолюбие мальчиков, стыдить их без уничижения, употребляя иронию, к которой дети, может быть, еще чувствительнее, чем взрослые»[14]. В этих комплиментарных обобщениях наверняка имеется доля преувеличения. Но для нас важно, что Станкевичу в любом случае уделялось необходимое внимание; он не жалел о проведенных в пансионе годах и позже, вспоминая о Федорове и других бывших «образователях», не позволял себе критических высказываний в их адрес.
О самой учебе Станкевича сведений, к сожалению, мало. До нас, увы, не дошли письма, заметки, другие документы, исходящие от него самого. Очевидно, что учился Николай без особого напряжения, получая отличные и хорошие оценки по самым разным предметам. Даже по математике его нередко ставили в пример. (Будь в то время ЕГЭ, он бы точно набрал желаемые баллы, обойдясь без натужного поиска правильных ответов по Интернету.) Тем не менее, к старшим классам у него вполне определился повышенный интерес к «историческому», т. е. гуманитарному кругу познаний – особенно, к словесности и истории, и это важно для понимания последующих страниц его биографии. Самую положительную роль в формировании и развитии такого интереса сыграл уже названый учитель А.А. Попов.
Наставникам, конечно, спасибо, но и сам Станкевич молодец. Мы имеем в виду огромную роль, которую сыграло самообразование. Оно и в дальнейшем будет первостепенным фактором его самодвижения, интеллектуального и духовного развития.
Николай и до пансиона любил читать, немало полезных и занимательных книг выписывал для него и других детей отец, но сейчас чтение – отнюдь не только по заданию учителей – стало занятием постоянным, значимым. Стоять перед незнакомыми книгами, брать их в руки всегда было для него волнительно. Ровные типографские строки манили и завораживали. Сколько мыслей порождало чтение, сколько переживаний посещало его душу!
Известно, что наш пансионер охотно посещал книжную лавку Дмитрия Антоновича Кашкина (1793–1862), находившуюся на углу Сенной площади и Острогожской улицы. Выгоды от торговли у Кашкина, имевшего купеческое звание, нередко отступали перед любовью к самой книге, к ее собиранию и пропаганде; он зарекомендовал себя Книжником с большой буквы, и знакомство с этим просвещенным человеком (он к тому же был известным мастером-наладчиком фортепиано) было полезно для юного Станкевича. При лавке хозяин устроил библиотеку, откуда книги и относительно свежие журналы за невысокую плату брали на дом. Более того, лавка стала одним из мест общения для читающих людей, в основном молодых. Здесь, в кашкинской лавке, беседовали о русских и заграничных «классиках», модных романах и о новинках литературы, в том числе издаваемой в городской типографии.
С большой долей уверенности можно считать, что Николай знал и о литературно-философском кружке талантливого Андрея Порфирьевича Серебрянского (1809 – 1838), но был ли он с ним лично знаком – неизвестно.
К воронежскому периоду относится и знакомство Станкевича с поэтом-прасолом Алексеем Васильевичем Кольцовым (1809 – 1842). Обстоятельства их первой встречи, состоявшейся весной или, скорее всего, летом 1830 года, с достоверностью невозможно установить. В любом случае эта встреча – имела она место в книжной лаве Кашкина, в стенах пансиона или в Удеревке, имении Станкевичей – свидетельствовала о любви обоих к отечественной литературе. Первое знакомство не станет последней встречей, и Станкевич, будучи уже студентом в Москве, не раз проявит дружеское внимание к самобытному Кольцову, к его поэтической судьбе.
В пансионе Станкевич и сам зарекомендовал себя начинающим поэтом. В нем он приобрел, по выражению П.В. Анненкова, «признаки неутолимой жажды к поэзии». Немало молодых людей в то время разделяли такую жажду, стремясь писать преимущественно в стихах, а не в прозе. Различные «Эстетики» и «Риторики», а также руководства к стихосложению (М.Н. Баккаревича, А.Ф. Мерзлякова и других авторов) использовались как прямые практические руководства. Сам Николай признавался, что «стихоблудничал» еще в 14 лет, «марая бумагу и вытягивая метафоры и пышные фразы»[15], но его стихи, написанные ранее 1829 года, когда начали появляться публикации, не сохранились. Понятно, что из созданного пробой пера далеко не все придавалось огласке и тем более печаталось.
Первыми опубликованными текстами стали эпиграммы. Их можно было прочитать на страницах тоненького петербургского журнала «Бабочка. Дневник новостей, относящихся до просвещения и общежития». Выпускался журнал Владимиром Сергеевичем Филимоновым (1787 – 1858) – поэтом, беллетристом и драматургом, почетным членом Московского университета.
Вскоре, вслед за эпиграммами в печати появились и другие стихотворения, созданные под влиянием сентименталистских и отчасти классицистических традиций, которые почитались и в пансионе. Одно из первых стихотворений – «Луна» опубликовано в номере «Бабочки» за 10 июля 1829 года. На следующий год Станкевич начал также печататься в «Атенее» – литературно-научном журнале, издававшимся в 1828 – 1830 годах ординарным профессором Московского университета Михаилом Григорьевичем Павловым (1793 – 1840). Этот ученый и просветитель был выпускником Воронежской семинарии (в 1812 году), его неплохо знал П.К. Федоров, без рекомендации которого наверняка не обошлось. Участливую поддержку начинающему автору оказывал и А.А. Попов, который и сам писал стихи, а в ноябре 1829 года был избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.
Уже первые плоды музы Станкевича позволяют говорить о его склонности к литературному творчеству. Вполне возможно, что сам Николай в молодых мечтах хотел видеть себя в будущем большим поэтом, но таковым он не стал, и не стоит прибегать при оценке им написанного, как в Воронеже, так и позднее, когда он уже был на московской студенческой скамье, к преувеличениям, нарочито писать о его «даровании», «таланте». Дар поэта – удел немногих. Вместе с тем он, конечно, не пустой стихоплет, его стихи не из потока ремесленных поделок.
В юношеской поэзии Станкевича доминирует оптимизм. Проявляя религиозные чувства, с «верой простодушной» он боготворит окружающий мир. Он восхищен красотами земных явлений, разумностью бытия, и благодарность к Богу – Творцу вселенной, к Богу, возжегшему огонь, пылающий в душах людей, переполняет его:
Любовь к тебе свята, чиста,
Ты мир блаженством наполняешь
И жизни светлые врата
Рабам покорным отверзаешь!
(«Стансы», [1829]).
Станкевич признается:
С душою, полной упованья,
Я скромно в море жизни вплыл –
И всем прекрасным ожиданьям
Младое сердце отворил.
(«Утешение», [1830]).
Характерное для него радостное восприятие развертывающейся жизни сопряжено с душевным томлением, с переживаниями и не совсем понятными желаниями, источник которых - первоначальная любовь. Как же без этого в ранней юности? Отголоски чувств Станкевича нашли выражение в его стихах («Прости!», «Утешение»). До самого отъезда за границу, в 1837 году, он сберегал в бумагах своих цветок, нарисованный нетвердою женскою рукой, с подписью: “К…”. Живописцем была девушка, с которой Николай танцевал на так называемых актах пансиона. Барышня, пробудившая волнующие чувства, оживившая сердце упованьем, была, вероятно, из дворянской семьи Колтовских (или Котовских?) В душах обоих эти чувства с трудом поддавались стиранию под влиянием времени. Станкевич оценивал их как самый чистый и добрый подарок своей молодости. Да и героиня этого романа через многие годы, вспоминая о нашем пансионере, «оживлялась, смущалась и задумывалась».
Воронеж интересный, наполненный событиями город. В 1829 году в нем с успехом выступали актеры из труппы антрепренера Петра Алексеевича Соколова. Спектакли давали по три-четыре раза в неделю, и Николай старался как можно чаще посещать театр на Большой Дворянской улице. Игра Любови Ивановны Остряковой (фамилия по первому мужу, по второму – Млотковская), молодой, но уже ведущей актрисы труппы, его, как и других зрителей, восхищала. Отсюда и прилив поэтического вдохновения:
Талант твой нас обворожает,
Твой нежный взгляд, твой милый вид
Невольно в душу проникает
И сердцу внятно говорит.
И далее, через несколько строк:
Приятен голос твой и нежен, как свирель.
Ты всех собой очаровала;
Искусства ты постигла цель
И тайну сердца разгадала!
Любовь к литературе и театру побудила Станкевича-пансионера к написанию в том же 1829 году трагедии в стихах «Василий Шуйский». Весной 1830 года она вышла отдельным изданием в типографии Августа Рене-Семéна – одной из лучших в Москве. Это сочинение, написанное пятистопным ямбом, – убедительный итог его учебы и самоучебы, но одновременно и свидетельство подготовленности для поступления в Московский университет. Можно только удивляться, какую объемную работу провел Николай, работая над текстом.
Станкевич избрал жанровую форму исторической трагедии. Напомним читателю, что развитие этой формы – в контексте не только собственно литературы, но и культуры в целом – выражало с начала XIX века и особенно после победы над Наполеоном историзацию сознания русского общества, стремившегося к осмыслению самого себя, духовных ценностей, традиций, характерных для русского народа. Однако ко времени написания «Василия Шуйского» драматических пьес и особенно трагедий, тем более на темы отечественной истории, насчитывалось немного, – в репертуаре преобладали историко-романтические мелодрамы и водевили. Избрав историческую трагедию как высокую форму, наш автор проявил немалую смелость.
Интересующее нас произведение написано вскоре после выхода 12 тома «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина (1766 – 1826), в котором освещались основные события и особенности царствования Василия Ивановича Шуйского (1606 – 1610). Знаменитое сочинение историка, позволившее русским людям «открыть себя», свое Отечество, помогло нашему начинающему писателю уточнить сюжетные линии трагедии. Изображаемые события развертываются в последний год царствования Шуйского, весной – осенью 1610 года. Не только интервенты внешние, но и козни бояр, их междоусобная борьба угрожали тогда существованию Московского государства.
Однако не события как таковые при всей их напряженности прежде всего интересуют Станкевича. В центре его внимания поведенческие практики исторических лиц в обстановке Смуты. Автор показывает, правда, иногда излишне прямолинейно, различные варианты личностного поведения, при этом важнейшим оценочным критерием является патриотизм, который, по мнению Станкевича, неотделим от отношения к монархической власти.
Наш автор разделяет представления о сакральном характере монархии в России, ее непреложной значимости. В произведении отчетливо проводится мысль о том, что «царь святых небес помазанник». «Без высшей власти, без закона» страна слаба.
Поведение Шуйского определяется монаршим долгом служения стране и народу. И в трагедии он выглядит как православный царь, осознающий этот долг, он искренне желает «сделать счастливым свой народ».
Не властолюбье мною управляет –
Нет: чистая, священная любовь
К Отечеству и к подданным моим /…/
(Действие четвертое, явление VII).
Показательно также, что в обстановке, когда «вокруг России пылает ад», царь переживает не за сохранение венца, а за спасение государства:
Я пасть готов всечасно; но доколе
Я жив, заботиться о царстве стану
И не оставлю в бедствии отчизны!
(Действие второе, явление IV).
Несомненно, Станкевич упрощает образ Василия Шуйского, который, как мы знаем, заботился не только о стране, и не только из благородных намерений исходил он в последний год царствования. Но у него этот царь, несмотря на все переживания и колебания, герой в целом положительный, вызывающий сочувствие, и даже свое сведение с престола, как показано в трагедии, он встречает достойно, переживая за будущее страны.
В советское время о монархических акцентах в произведении Станкевича предпочитали, естественно, не писать.
В некоторых сценах центральным персонажем выступает «юный вождь» Михаил Скопин-Шуйский. Он верен царю, сознает свой долг и, несмотря на славу воина, на любовь и поддержку народа, не претендует на колеблющийся трон. Для него «нет ничего ужаснее измены». Неслучайна поэтому гибель Михаила в апреле 1610 года от рук придворных заговорщиков. Для Станкевича Скопин-Шуйский – истинный патриот, пример человека не только героического, но и высоконравственного.
Отдельно стоит сказать о теме народа. Важность народного мнения, силу народа осознают все действующие лица. К «доблестному народу» апеллируют и Шуйский, и изменники, стремящиеся низложить царя. Причем, как говорит старое изречение, через глас народа передается глас благого Бога. Но Станкевич показывает, что Божий глас сам народ может и не понять, когда раздорами унижен и подавлен народный дух. Так и случилось: по наущению заговорщиков народ низвел Василия с престола.
По легкомыслию народ пристал к злодеям
И сделал зло, Руси добро желая.
Раскается он скоро; но Творец!
Не дай ему раскаяться бедами!..
(Действие пятое, явление V).
Главная мысль, которую хотел донести своим произведением Станкевич, это мысль о важности консолидации и единения всех сил – монарха, бояр, других людей именитых и людей простых, из народа. Для поведения каждого, по его убеждению, должны быть характерны высокие гражданские и нравственные качества, проявляющиеся прежде всего в патриотизме, готовности служить отчизне, тем более в годину национальных потрясений.
Теперь об оценках трагедии современниками. Она не прошла незамеченной. Наиболее взвешенный отзыв появился 5 июля 1830 года на страницах «Литературной газеты». С большой долей уверенности можно считать, что этот без подписи отзыв написан издателем и редактором газеты А.А. Дельвигом, который был сторонником конструктивной, «научающей» критики. Трагедия, при всех ее несовершенствах, причислялась к «очень приятным явлениям в нашей литературе». А далее высказывались замечания и пожелания. По мнению рецензента, исторический трагик «должен воображением оживить людей, знакомых нам из преданий, обнаружить характеры их, раскрыть тайны их сердец и, искусно дополнив промежутки жизни, известной нам только отрывками, достойными памяти народной, озарить ярким светом лица и действия, остающиеся в истории загадочными». Действительно, возможности творческого воображения Станкевич проявил слабо. Влияние классицистических традиций обусловило схематизм в изображении характеров основных персонажей, прежде всего Шуйского. Понять эту «душу многочувствовавшую, этот разум многообразный» может писатель «в пору зрелости своего таланта, изучивший и обдумавший дела людей давно прошедших и жизнь настоящую и испытавший все пружины сердца, дарованного человеку мудрым Провидением». Таким образом, слабые стороны сочинения объяснялись недостаточным литературным и жизненным опытом Станкевича.
Благожелательно-взыскательным для дальнейшего творчества был отзыв и альманаха «Северные цветы» на 1831 год. Близость в оценках не случайна: альманах в то время издавался также Дельвигом. Литературный критик О.М. Сомов писал: «Как первая попытка юного поэта трагедия сия требует снисхождения критики, относительно плана и характеров, тем более что в ней есть теплота поэтическая, счастливые стихи и даже целые тирады». В отзыве выражалась надежда, что автор в последующих опытах «будет обдумывать зрелее свои предметы…».
А вот отзыв в «Московском телеграфе» (1830, № 13) был лишен снисхождения. Да, в трагедии «душа видна, есть теплота сердца; стихи многие ярки…». Но далее автору советовали «предать своего Василия Шуйского забвению». «В этой трагедии нет ни знания сердца человеческого, ни характеров, ни сведения о веке, нравах, отношениях…». Потому необходимо отложить сочинительство и серьезно готовиться к последующим опытам. Собственно, и «Московский телеграф» писал о недостаточности литературного и жизненного опыта автора (да и кто же будет это оспаривать?). Но писал без скидок, и общие выводы о неудаче произведения были, конечно, болезненно восприняты не чуждым самолюбия Станкевичем.
Крайностей при оценках «Василия Шуйского» желательно избегать и в наше время. Не увлекаться выводами о таланте молодого Станкевича, но и не писать однозначно об этой трагедии как плохой. Разве не нуждается он, выпускник провинциального пансиона, в похвале за написание большого произведения на серьезную тему? Другое дело, что сочинение оказалась относительно слабым, и здесь слово относительно не менее значимо, чем слово последующее, оценочное. Оно, это сочинение, относительно слабое, если сравнивать его с произведениями более именитых и опытных авторов. Но, даже относя эту ученическую вещь к разряду второстепенных, относительно слабых, можно говорить и об относительной удаче Станкевича, принимая во внимание возраст и отсутствие у него до этого серьезной литературной практики. А много ли сегодняшних 16-летних ребят по собственному желанию напишут развернутое литературное произведение на историческую тему? К примеру, о том же Смутном времени.
Сам Николай вначале был удовлетворен написанной трагедией и даже рассчитывал на ее постановку в Воронежском театре, о чем он упоминает в письме родителям от 1 мая 1830 года. Книжка с текстом трагедии продавалась в лавках Москвы, в том числе в Университетской книжной лавке, «лучшей и богатейшей», содержавшейся комиссионером А.С. Ширяевым на Страстном бульваре. Однако после поступления в университет Станкевич к своему сочинению охладел. Повлияли, конечно, и отзывы в печати, но, главное, возросла его требовательность к самому себе, к своим занятиям.
* * *
Но вернемся к пансиону, чтобы подвести итоги учебы в нем Николая Станкевича. Успешно выдержав испытания, проходившие 29 – 30 июня и 1 июля 1830 года, он получил Аттестат об окончании этого учебного заведения. Приведем его текст:
«На основании Высочайше утвержденного Устава, подведомственных университетам, дан сей Воронежского Благородного мужского пансиона пансионеру Николаю Станкевичу, окончившему преподаваемые в оном науки, в том, что он во все время своего пребы[ва]ния в оном вел себя отлично, благонравно и оказал успехи: I. В Законе Божием отличные, II. В математике превосходные, III. В истории, географии и статистике превосходные, IV. В естественной истории и физике хорошие, V. В грамматике Российской, логике и риторике превосходные, VI. В поэзии и эстетике превосходные. Языках: VII. Латинском довольно хорошие, VIII. Немецком хорошие, IX. Французском очень хорошие, X. В рисовании хорошие. Сын поручика.
Директор училищ Воронежской губернии и Кавалер Владимир фон Галлер.
Пансионосодержатель и д[ействительный] член Общества любителей Российской словесности Александр Попов.
Пансионосодержатель и старший учитель гимназии Павел Федоров.
Учитель Закона Божьего и латинского языка Соборный иерей Иван Покровский.
Учитель французского языка Николай Соммс.
Учитель немецкого языка Эдуард Праль.
Учитель рисовального искусства Алексей Железнов».
Конечно, воронежские годы – это время серьезной учебы Станкевича. Но неверно замыкаться только на ней. Это годы взросления, быстрого набирания жизненных сил, когда Николай из подростка превратился в юношу, который начинает активно работать над собой, который стремится осознать свои интересы. Это годы его первых творческих занятий, в основном литературных. Годы новых впечатлений и душевных переживаний.
Внешние обстоятельства благоприятствуют ему. Дело здесь не только и не столько в материальном достатке семьи, хотя и он, понятно, фактор немаловажный. Главное в том, что в семье он находил понимание и поддержку. Его жестко не стреножили, считались с его интересами, не объявляли интеллектуально-творческие устремления непонятным делом, блажью, как это бывало в других семьях. За него заранее не определяли жизненный путь, не побуждали непременно служить ради карьеры или быть «при хозяйстве».
У него ситуация качественно иная по сравнению с немалым числом повзрослевших отроков, которые покидали родительский дом и устремлялись в Москву и другие университетские города, выражая тем самым отрицание прежней нескладной домашней жизни, снимая напряженность семейного существования. Разве не так было, к примеру, с В.Г. Белинским, будущим участником кружка Станкевича?
Тяготиться прошедшими годами, средой и атмосферой, в которой он рос, Николаю никак не было причин. Он потомственный дворянин по рождению; ему не надо, как многим выходцам из прочих сословий, поступать в университет, думая не только о приобретении новых знаний, но и о приземленной выгоде, о надеждах на получение личного дворянства после университетской учебы. В его решении учиться в Москве нет проявлений вынужденности. Станкевич свободен, он хочет «найти», «вырастить себя» для интересной и полезной жизни.
Впереди будут и московский, и заграничный этапы жизненного пути, новые размышления, сомнения и переживания, новый круг общения. Но любовь к своим истокам, к семье и малой родине – воронежской земле - останется у Николая Станкевича навсегда.
[1] Здесь только укажем даты жизни братьев и сестер Николая Станкевича: Надежда (10 октября 1814 – 21 декабря 1898); Любовь (28 февраля 1818 – 3 апреля 1895); Иван (5 августа 1820 – 22 сентября 1907); Александр (2 сентября 1821 – 27 июля 1912); Мария (2 декабря 1822 – 16 августа 1850); Александра (21 апреля 1824 – 14 марта 1917); Иосиф (18 августа 1825 – 7 апреля 1894). Еще один сын, Владимир (род. 9 июля 1828), умер от коклюша в раннем детстве. Определение губернского дворянского депутатского собрания, подтвердившего на основании метрических свидетельств причисление детей к дворянству, состоялось 17 января 1828 года: «…под статьею фамилии Станкевичевых написать в Родословной книге и означенных невнесенных детей его, г. Станкевича».
[2] Никитенко А.В. Воспоминания. М., 2005. Т. 1. С. 21 – 22.
[3] Переписка Николая Владимировича Станкевича, 1830 – 1840. / Редакция и изд. Алексея Станкевича. М., 1914. С. 135, 412.
[4] Герцен А. И. Собр. соч. в 8 томах. М., 1975. Т. 5. С. 122.
[5] Скабичевский А. Сочинения: Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики / Изд. 3. СПб., 1903. Т. 1. С. 284.
[6] Переписка Николая Владимировича Станкевича. С. 603.
[7] Щепкина А.В. Воспоминания. Сергиев Посад, 1915. С. 24 – 25.
[8] Никитенко А.В. Воспоминания. Т. 1. С. 21.
[9] Анненков П.В. Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография. М., 1857. С. 13 – 14.
[10] Герцен А. И. Собр. соч. в 8 томах. Т. 5. С. 122.
[11] См. Гайворонский А. И. Золотые архивные росписи. Из истории культуры Воронежского края (конец XVIII – начало XX века). Воронеж, 1971. С. 108 – 119.
[12] Учебные заведения Воронежской губернии с октября 1824 по январь 1831 г. по части управления относились к Московскому учебному округу и были подведомственны Московскому университету.
[13] Костомаров Н.И. Исторические произведения. Автобиография / 2-е изд. Киев, 1990. С. 432.
[14] Анненков П.В. Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография. С. 18 – 19.
[15] Переписка Николая Владимировича Станкевича. С. 449.