Валерий БЕРЕЗУЦКИЙ. Сокровища древних курганов. Богучарская археология
КУРГАНЫ ОТКРЫВАЮТ ТАЙНЫ
Богучарская археология
Когда мы стремимся искать неведомое нам,
то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать.
Платон.
(древнегреческий философ V-IV вв. до н.э.)
Когда в нашем сознании возникает понятие «археология», почему-то обязательно далее следуют представления о «кладах», «золоте», «подземных ходах», «сундуках с драгоценностями» и «золотых каретах»… А зарыли их знаменитые и богатые люди - Стенька Разин, разбойник Кудеяр или, если ближе к богучарским сказаниям – разбойник Рыжка. Легенды об этом издавна ходили в народе. Ходят и сегодня. Видно, представления о безоблачном счастье напрямую были связаны с этими кладами и золотом в сундуках, через находки которых и обретается счастье.
Легенды и сказания – это народное творчество со свойственными ему представлениями об истории, исторических личностях. В них не все выдумка, часто упоминаются реальные географические места событий, исторические личности… Но все же они к реальности имеют отдаленное отношение или не имеют вовсе. Научные же представления о прошлом основаны на реальных фактах, доказательствах, а не на отвлеченных от документов мнениях и рассуждениях. Что же говорит археология о прошлом Богучарской земли? Когда и кто тут проживал и какой след оставил?
Богучарский край долго был «белым пятном» на археологической карте Воронежской области. Между тем южные лесостепные районы области, граничащие со степными донскими пространствами, представляют собой значительный научный интерес. Долины рек Дона, Богучарки с древнейших времен были заселены людьми. Здесь обитали в разные периоды истории племена каменного, бронзового, раннего железного веков (киммерийцы, скифские племена, сарматы), средневековых кочевников (половцы, кочевники Золотой Орды). Дон и его притоки притягивали тех, кто средства к существованию находил в рыболовстве и охоте, кто осваивал основы земледелия и скотоводства.
Сообщения о различных археологических находках в крае стали поступать еще с XVIII-XIX вв. Местные жители время от времени находили свидетельства далекого прошлого в окрестностях сел Журавка, Подколодновка, слободы Толучеево. Научное же изучение края начинается только в начале 1970-х годов, когда экспедиция ВГПИ (сегодня ВГПУ) под руководством А.Т. Синюка исследовала курган у хутора Краснодар с несколькими погребениями бронзового века (II тыс. до н.э.)
Случайные находки, время от времени попадавшие в руки счастливчиков, часто становились стимулом к научным исследованиям. В 1975 году у с. Терешково местными ребятишками были найдены бронзовый «кувшинчик» (он, к сожалению, затерялся), а прибывшие из Воронежа археологи нашли на месте его нахождения клад бронзовых предметов позднего бронзового века (конец второй половины II тыс. до н.э.) Изделия из клада хранятся в Воронежском областном краеведческом музее: два топора-кельта с ушками для крепления рукояти (она изгибом вставлялась в отверстие и привязывалась к топору), два косаря (для срезания растений) и предмет, называемый археологами «бритва». Показательные и редкие предметы прошлого…
В 1980-х годах начинается интенсивное проведение археологических разведок в районе. Тогда в СССР была разработана программа, целью которой было выявить археологические памятники в областях страны, дать им описание, интерпретацию и поставить на учет. В итоге должен был появиться большой труд - «Свод памятников истории и культуры СССР». Благородной идее не суждено было сбыться по банальной и так хорошо знакомой нам и сегодня причине – не хватило денег. Но и сделано в районе было немало: на карту, главным образом по рекам Дон и Богучарка, было нанесено более семидесяти археологических объектов – курганов, курганных групп, поселений, случайных находок от эпохи бронзы (II тыс. до н.э.) до позднего средневековья (XVI-XVII вв.)
Время от времени в районе производились раскопки курганов отрядами археологической экспедиции ВГПИ под руководством В.И. Погорелова у сел Лофицкое, Радченское, А.А. Бойкова у с. Лофицкое, Острая могила. Результатами раскопок стали погребения бронзового века. Большую научную значимость получили раскопки А.Т. Синюком в 1989 году поселения и погребений у с. Терешково (Терешковский вал). Были обнаружены уникальные погребения раннего бронзового века (вторая половина III – начало II тыс. до н.э.) – 4-4,5 тысяч лет назад. Погребенных сопровождали изумительные по качеству изготовления - кремневые наконечники стрел, другие изделия из камня, кости. На месте поселения с конца II тыс. до н.э. поселились племена финала бронзового века (более трех тысяч лет назад), которые занимались выплавкой медной руды. Развалы медеплавильных горнов были найдены в ходе раскопок.
Сенсационный для донской лесостепи материал по эпохе золотоордынского времени (XIII-XIV вв.) был получен при исследовании курганов на Высокой горе у с. Дьяченково, открытых и раскопанных в 1988-1991 гг. А.А. Бойковым.
|
В 1993-1994 гг. археологическая экспедиция ВГПИ исследует несколько курганов в окрестностях Богучара, что было связано с передислокацией танковых войск из Германии и отводом в их пользование земель.
Новая страница в археологическом изучении края была открыта в 2000 году, когда в Богучарском районе при поддержке местной администрации, директора Твердохлебовской СОШ П.Л. Демченко, учителя истории этой же школы, выпускника исторического факультета ВГПИ С.А. Скоморохина начинает работу полевой школьный археологический лагерь «Возвращение к истокам». Затем работу по организации лагеря учащихся, его жизнедеятельности проводит учитель и краевед, руководитель поискового отряда «Память» из пос. Дубрава Н.Л. Новиков. С 2000 года по сегодняшний день школьники совместно со студентами исследовали без малого 12 курганов с погребениями эпохи бронзы, раннего железного века, средневековья. Изучены оборонительные укрепления городища «Рыжкин кордон». По материалам раскопок в Богучарском районе на средства богучарцев, неравнодушных к исторической памяти, подготовлена к изданию книга «Археологические древности земли Воронежской. Край Богучарский» (авторы В.Д. Березуцкий, П.М. Золотарев, В.В. Кравец, Н.Л. Новиков). В ней собраны наиболее яркие свидетельства далекого прошлого края, многие из которых будут удивительны для жителей района.
Легенды и быль о курганах
Нам миллионы лет. Мы старцы и младенцы.
И чтобы мы бесследно не ушли,
Как Спаса лик на чистом полотенце,
Осталась в нас история земли.
В. Лещинский
Курганы… Тянутся они цепочкой по крутому правому берегу Дона, его притоков, высятся на владениях ветра – водоразделах. Они издалека манят путника своим непонятым могуществом, неведомой скрытой силой. На некоторых еще сохранилась первозданная ковыль и шумит она на ветру, как будто песню поет. Вот только язык непонятен: слушать – слушай, а о чем – тайна за семью печатями.
Эти загадочные степные холмы создавали древние скотоводы бронзового века и последующих времен. Вплоть до XV века, когда язычество в степи было окончательно вытеснено исламом и последние последователи курганной традиции - кочевники отказались от традиции предков. Их, совсем небольших холмиков, едва заметных, и гигантов, поражающих своими размерами, немало в Богучарском крае.
Что это такое – курган? Слово это из тюркского языка и переводится как «земляной холм», «могила» (тюркоязычными племенами были печенеги, гузы, половцы, хазары и др. Слово «тюрк» переводится как «сильный», «крепкий»).
О курганах немало сложено легенд. В народе многие из них и названия имеют, и свою историю-легенду: «Два брата», «Острая Могила», «Царский курган»… Память народная уходит вглубь истории в лучшем случае до татар, самое древнее - до XIII-XIV веков. Киевская Русь IX-XII вв. уже не помнится. А что уж говорить о трех-четырех тысячах лет назад. Отсюда много сказаний о царевнах татарских, захороненных в курганах, о скрытых в них кладах татарских или разбойных.
Еще одна легенда: курганы насыпались для наблюдения за татарами. Многие курганы действительно использовались для наблюдения за продвижением татар. Запорожские казаки в XVI-XVII вв. стерегли татар через каждые 2-3 километра, используя для наблюдений высокие курганы. И в XIX веке были исследователи, которые считали курганы результатом создания сторожевых вышек. Но даже и они полагали, что таких холмов должно быть не так много, что в степи всегда найдутся курганы, которые можно использовать как сторожевые посты. Раскопки курганов на Украине не подтвердили идею создания специально насыпанных курганов для устройства сторожевых постов. То же касается и территории донских казаков, а лучшим доказательством не сторожевого назначения курганов являются их раскопки. Ни один из раскопанных курганов, к примеру, Воронежского края не сооружался в качестве сторожевого поста. Другое дело, что на высоких курганах устраивались сторожевые вышки в виде скрепленных лестниц для наблюдения за степью. Но насыпать для этого курган высотой в несколько метров, да зачем-то рядом еще десяток разной высоты – это уже против всякой логики и здравого смысла.
Но зачем тогда создавали древние люди эти земляные махины? Уже первые раскопки курганов в XVIII-XIX вв. привели к обнаружению в них погребений людей, поэтому долгое время, вплоть до 60-х годов прошлого века курганы считали земляными насыпями над могилами умерших. Но уже тогда же появились мнения о сложных устройствах курганов: стали находить в насыпях камни, глину, остатки деревянных конструкций. Было постепенно установлено, что многие курганы не просто насыпали в один прием, а создавали, досыпая в течение какого-то времени. И так до десятка и более раз! Археологам стали встречаться курганы, сложенные из плиток дерна. И тогда форма этих курганов походила на пирамиды!
В начале 1980-х годов были открыты другие тайны курганов. Они оказались связанными с календарями и древними обсерваториями для наблюдения за звездами. Появляются первые попытки расшифровать древние мифы, которые могли отразиться в устройстве курганов и погребений. Все большее число археологов приходит к выводу: в курганах похоронены вовсе не все представители общества, а лишь жреческое сословие, его обслуживающий персонал, а также вожди племен, жертвы богам. Курганы появляются в конце медно-каменного века (вторая половина IV тыс. до н.э.) - в самом начале бронзового века – III тыс. до н.э., т.е. примерно 5 - 4,5 тысячи лет назад. Родина кургана – степь Юго-Восточной Европы. Курганная традиция быстро получает распространение в результате развития кочевого скотоводства и быстрыми передвижениями кочевников.
В кургане, как теперь установлено, отражены примерно те же идеи, что и в других монументальных погребальных сооружениях – стремление выделить представителей знати. Чем выше курган, тем ближе к богам душа умершего. От рядовых могил погребения в кургане отличаются большими размерами, огромными трудозатратами на их сооружение, человеческими и животными жертвоприношениями. Полагают, что в создании кургана заложена информация из древнейшего мифа о сотворении жизни на земле после потопа: в безбрежном океане появилась гора, первая часть суши, давшая основу всей земной жизни.
Большинство курганов в нынешнем Богучарском крае имеют вид полушара. Или их насыпи вытянуты и тогда они похожи на гигантские земляные «огурцы». Но это вовсе не значит, что такую форму они имели и раньше. Археологическими раскопками на Украине, где из-за характера грунта лучше сохраняются следы создания насыпей, было отмечено, что есть курганы, которые изначально имели вовсе не полушарую форму, а коническую, или усеченно-коническую. Полушарыми они стали со временем, когда дожди, ветер в течение тысячелетий сделали их таковыми. И все же загадки курганов далеки от разрешения… Еще немало предстоит приложить усилий в поисках ответов на многие вопросы, связанные с курганами…
Змееборцы
Успешно нападал он на врагов.
Острым быком рассекал он крепости.
Индра дал отведать Вритре дубины грома,
Он исполнил свой замысел, торжествуя.
Ригведа
(сборник древнейших заклинаний,
молитв ариев. Записан в начале новой эры)
На глиняных сосудах эпохи бронзы почти всегда что-то изображено. Чаще всего – это различные линии, зигзаги, точки, треугольники, ромбы и т.д. Смотришь на них и невольно закрадывается мысль: не случайно все это изображено, все имеет какую-то систему и смысл… Но расшифровать эти сложные комбинации пока не удается, хотя и сделано в этом направлении немало. Исследователи установили в частности, что все эти «рисунки» не для красоты. А для чего же тогда?
Изучение древнего искусства показало, что в древних обществах, где еще не произошло выделение человека со своим «я» от коллектива, отношение к искусству было иным, нежели сейчас. Сейчас каждый может творить, что хочет, в зависимости от своих личных пристрастий, своего «я». Захотел нарисовать цветок на горшке – вот цветок. Красиво! Еще нарисуем. Но такое явление, когда «я хочу изобразить это» не существовало вечно. Оно появилось в начале человеческой цивилизации у древних греков, а раньше - никакой личности! Вспомним, что в древних сказаниях действуют только боги и герои-полубоги (даже в Греции, где личность отдельного человека уже понималась и воспринималась, тот же герой Геракл был сыном самого Зевса! Хотя его матерью и была простая смертная Алкмена). В древних обществах «я» - это царь, фараон, вождь, но не простой пастух, землепашец, ремесленник. Поэтому все, что «рисовалось», изображалось на горшке – это не результат творчества личности, индивидуального человека. Это результат творчества коллектива, его мировоззрения, его истории, которая заложена в орнаменты. А вовсе не мысли гончара.
В связи с этим, посмотрим на небольшой по своим размерам курган у с. Монастырщина, который представил удивительные находки эпохи бронзы, среди которых – небольшой лепной горшок.
- На нем змея ползет! – сказал один из школьников так, невзначай, не ожидая последствий. Тут же раздался девичий визг, перепугавший всех. А-а-а, вот в чем дело… Подумали в горшке змея спряталась…. Рассматриваем диковинного змея. Действительно змей. Нанесен толками, ползет справа налево, где изображены насечки по глине в виде трезубцев. Один из знаков очень похож на изображение быка с рогами. Именно такие изображения нередко встречаются на глиняных горшках бронзового века, в так называемой срубной культуре второй половины II тыс. до н.э. (названа так по конструкции погребальных сооружений - срубов). Изображения змеи были распространены в срубной культуре в самых различных вариантах.
В верованиях индоевропейских народов змей был олицетворением Луны. Луна почиталась многими народами древности, а ее фазы считались священными. Сам символ Луна-змея выполнял, как это было принято тогда, не одно смысловое значение, а минимум двойное. Причем это нашло отражение и в орнаменте. В одних случаях змея - основной элемент в орнаменте, в других случаях - второстепенный. В соответствии с этим она и играла то положительную роль (например, символизировала плодородие, богатство), то отрицательную (например, отражала царство мертвых).
В одних случаях змей изображался в виде треугольников, обвивших сосуд. Заштрихованные треугольники прерываются не заштрихованными, которым выделили голову змеи. Часто изображение таково, что змея как бы проглатывает свой хвост. Кроме орнамента в виде змеи, встречаются и более сложные композиции.
В одном из срубных погребений у с. Советское в Калачеевском районе Воронежской области археологи из ВГУ Ю.П. Матвеев и И.Е. Сафонов нашли глиняный сосуд с изображением змея, а напротив него - человекоподобная фигура с оружием в руках. Оружие представляет собой трезубец. Вероятно, и на сосуде из кургана у с. Монастырщина изображен сюжет борьбы змея с богом-громовержцем. Причем Индра часто представлялся в мифах в виде быка (он изображен на сосуде перед змеем). Посмотрим еще раз на строки из Ригведы, где говорится об Индре: «Острым быком рассекал он крепости».
Ниже расположено несколько знаков, напоминающих трезубцы. К сожалению, в центре композиции сосуд надломан, и интересный знак между быком (Индрой) и змеем оказался не понятным.
Ю.П. Матвеев и И.Е Сафонов отмечают, что на сосуде из погребения у с. Советское, видимо, отражен распространенный сюжет из индоевропейской мифологии - поединок бога-громовержца со змеем. У арийских племен это поединок добра и зла. Добро олицетворял арийский бог-громовержец Индра, а зло - змей Вритру. Индра побеждает Вритру. Но, как и у многих народов древности, один символ, например, поединок героя со змеем имел много значений: он обозначал и смену времен года, и борьбу разных стихий природы, борьбу небесного и земного начал. Все, видимо, зависело от того, что хотели древние выделить именно в этом сюжете. Но громовержец всегда представлял верхний, небесный мир, змей - нижний, загробный. Бог-громовержец убивает своего противника, после чего проливается дождь, освобождаются воды. В мифе у арийских племен Вритру перегородил реку Дан-апр (под этим названием многие видят название реки Днепр), чем вызвал недостаток воды, а после гибели змея воды освободились от плена. Похожий миф существовал и у греков - поединок Зевса и Трифона, у хеттов - Тархунта и Иллуянки, Перуна и Велеса (или Волоса) у славян.
Заметим, что такие аналогии вовсе не свидетельствуют о том, что славяне – это арии, как и греки или хетты. Этот миф – отголосок некогда единых представлений народов, живших еще в единстве («индоевропейское единство»), до своего разделения. И Перун, так почитаемый славянами, вовсе не славянский, а наследие того же индоевропейского былого единства народов. В Прибалтике он – Перкунас, Перкунайтис, в Древней Индии - Парджанья, в Хеттском царстве - Пирва, у фракийцев - Перкон и т.д.
Киммериец с далекого востока
Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути,
а судно наше достигло пределов глубокого океана.
Там народ и город людей киммерийских,
окутанные мглой и тучами; и никогда сияющее солнце
не заглядывает к ним своими лучами –
ни тогда, когда восходит на звездное небо,
ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле,
но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными».
Гомер. Одиссея.
В кургане у с. Монастырщина было обнаружено еще одно интересное с научной точки зрения погребение, но уже начала железного века, которое относится к началу I тыс. до н.э., то есть примерно около трех тысяч лет назад. Это было время не только изобретения способа выплавки железа из железной руды, но и время больших переселений людей. Именно в это время из-за засушливости климата и похолодания многие племена перешли к «чистому» кочеванию. Скотоводство стало единственным источником существования. Другим подспорьем в нелегкой жизни кочевника стал военный грабеж. Это было время создания военных союзов, войн из-за пастбищ и военной добычи…
Тогда и всплывает из тьмы веков первое название кочевого народа железного века – киммерийцы (в других вариантах «гиммири», «гаммири»). Наиболее правдоподобное объяснение названия с древнеиранского «подвижный отряд», хотя есть и другие суждения. Первые сведения о киммерийцах содержатся в «Одиссее» Гомера. Герой Одиссей во время своего путешествия попал в эту далекую и таинственную страну, которую греки почти не знали, а только слышали о ней. В «Илиаде» упоминается о народе - «удивительных доильщиках кобылиц - млекоедах, бедных и справедливейших из смертных». Жили они к северу от Трои - «за конеборными фракийцами и сражающимися врукопашную миссийцами». Это территория Северного Причерноморья. О киммерийцах знал древнегреческий историк Геродот (середина V в. до н.э.), который хотя и не застал киммерийцев, но знал «Киммерийские переправы», «Киммерийские стены», «Киммерийский Боспор». О походах киммерийцев в страны Востока сообщает древний географ Страбон (63 г. до н.э. - 23 г. н.э.). Киммерийцы носили на голове характерные головные уборы – клобуки (кожаные шапки в виде колпака). Судя по некоторым изображениям, в сражениях киммерийцы использовали боевых собак.
Исследователям стало ясно, что киммерийцы жили еще в эпоху бронзового века в Северном Причерноморье. Поэтому им и приписывали разные культуры этой территории. Сегодня имеются свидетельства того, что основу этих кочевников составляли не местные, а пришлые племена с востока. Они частично уничтожили своих врагов, частично смешались с ними. В пользу восточной версии происхождения киммерийцев дало погребение из монастырщинского кургана.
Начало железного века привело к значительным изменениям в погребальном обряде народов. Вместо скорченного положения умершего в бронзовом веке появляется вытянутое на спине положение погребенного с вытянутыми вдоль тела руками. Обычная ориентировка - головой на запад. При этом погребенный повернут лицом на восток. В эту сторону он и должен был встать, воскреснуть. Подобные представления идут с более ранних эпох.
В Монастырщинском кургане лежали два скелета по «классическому» обряду раннего железного века - вытянуто на спине головой на запад, один над другим. Еще во время начала раскопок было замечено: верхний скелет (молодая женщина) сохранился полностью, а нижний только частями. Археологам известен этот обряд. По каким-то причинам устроителям похорон не удалось похоронить умершего мужчину полностью. Возможно, он погиб в бою и собрать удалось только части его тела. Их уложили в более-менее анатомическом порядке и с соблюдением погребальных правил. Женщину же, по-видимому, принесли в жертву, положили сверху, не снабдив ее никакими украшениями или сосудами. Вероятнее всего, ее социальное положение было очень низким (рабыня?) Мужчине же положили медный нож. Он совсем не похож на ножи бронзового века. Поиски похожих ножей привели в Центральную Азию - Восточный Казахстан, Минусинскую котловину.
О чем свидетельствует эта находка – медный нож? Спор археологов о происхождении племен предскифского периода все более находит сторонников восточного происхождения киммерийцев. С их появлением распространяются каменные стелы (грубые скульптуры воинов), ничего подобного в эпоху бронзы на местной территории нет. Ножи, кинжалы, мечи, конская упряжь восточного происхождения, они не имеют местных корней в памятниках позднего бронзового века. Так выделилась группа ученых, отстаивавших восточное происхождение киммерийцев. Нож из монастырщенского кургана и есть свидетельство восточной культуры.
Как он попал на территорию Богучарского края? Можно, конечно, предположить и торговый вариант. Но так можно поступить, не зная древних обычаев: такими предметами, как мечи, кинжалы, ножи просто так не торговали. Это были не просто предметы вооружения, а предметы еще и культовые, магические. В них была заложена, по представлениям древних, частица силы рода, племени. Такие предметы передавали по наследству, а не пытались выгодно обменять. Даже до наших дней дожили эти представления. Разве отдаст на торг настоящий казак шашку, которой сражался его прадед? Разве сын отдаст на торг семейную реликвию, передававшуюся из поколения в поколение? Прибавим к этому, что в древности действовали не законы нынешней морали («выгодно – продам»), а куда более мощные силы - колдовство, магия, заветы предков. Отступить от них означало тогда - крах всего. Об этом зачастую забывают археологи, объясняя проникновение инородных вещей исключительно результатом торговли, обмена.
Алтайский тюрок на Богучарской земле
«У кочевников нет постоянного дома, и они никогда не знают, где они будут завтра... Каждый вождь, согласно тому, сколько он имеет людей под своим командованием, знает, где проходят границы его пастбища… У богатого монгола или татарина имеется от ста до двухсот телег с сундуками…Этим утром мы встретили повозки Джагатая, везшие его семейство, и я подумал, что вижу, как на меня движется город…»
Гийом де Рубрук
«Путешествие в монгольскую империю»
В конце 1980-х – начале 1990-х годов коренной богучарец Александр Бойков, работавший тогда составе археологической экспедиции ВГПИ, решил исследовать небольшие курганы у с. Дьяченково. Мыс, выступающий в глубокую лощину, у местного населения назывался Высокая гора. Так и вошли в историю археологических открытий эти курганы – курганы Высокой горы.
- Тут яма какая-то странная, - из глубокой погребальной ямы доносится голос студента-раскопщика. - Их две, вернее, одна, только разделена на две части бревнами…
Археологи медленно, сантиметр за сантиметром расчищают деревянную перегородку. В одной – пусто. Что во второй? Ясно: что-то необычное копаем, но что?
- Гроб! - всех не столько удивил возглас одного из студентов, сколько информация. Гроб - это что же, христианина копаем? Да нет, курган же, какой христианин в кургане? И все же странно - гроб.
Еще больше было удивления, когда как из рога изобилия посыпались находки: большой медный котел, две серебряные пиалы, золотое кольцо у черепа умершего блестит, будто только что почищено, кольчуга, шлем, колчан со стрелами, копье, наконец, пояс серебряный с позолотой, а на нем совершенно неожиданные изображения птенца цапли, а рядом – распускающийся лотос… От такого изобилия археологи буквально ошалели и долго не могли прийти в себя… А какой сложный состав курганной насыпи! Каменные кладки со следами костров, костями животных, перекрытие над могилой в виде шатра из жердей… Не сразу, но стало ясно – погребен золотордынец второй половины XIII-XIV вв. Помогли выяснить это наконечники стрел, которые были типично монгольские. Но все необычно: нехарактерная для ордынцев яма, пояс… А на копье была надета птица, может, тот же птенец цапли… Все необычно и требовало поиска. Удивил и второй курган. В нем как две капли воды похожее погребение, только захоронена женщина. И тоже с медным котлом, золотыми украшениями, пиалой, а также бронзовым зеркалом, в расшитой золотом одежде. Так кто же это? Но сначала о Золотой Орде.
Золотая Орда была одним из крупнейших государственных образований средневековья. Ее владения простирались и по просторам Азии, и по территории Европы. Один из улусов наследников Чингисхана находился на территории нынешних южных районов области, в том числе в Богучарском крае. Золотая Орда своей сильной военной мощью постоянно держала в напряжении соседей. Столица Орды была крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. Откуда она появилась, эта Золотая Орда?
В 1206 году на съезде степной монгольской аристократии был выбран верховный правитель образованного монгольского государства - Тэмуджин, получивший титул «всемирного повелителя» - Чингис Кагана (в русском языке – Чингисхан, Великий хан). Первый правитель единой Монголии создал мощное, хорошо организованное и дисциплинированное войско и начал подчинение окружающих племен. В 1215 году монголы взяли Пекин, в 1218 году начали покорение Ирана. В 1219 - 1223 годах они завоевали Среднюю Азию. После смерти Чингисхана (1227 г.) его наследники продолжили завоевательную политику.
Во второй половине XIII века огромная территория от Тихого океана до Дуная оказалась под властью наследников Чингисхана - Чингизидов. Старший сын Чингисхана - Джучи владел улусом (наделом) от Иртыша до Яика (р. Урал). В 1235 году на курултае было решено оказать военную и иную помощь сыновьям Джучи - Орда-Ичену и Бату в завоевании Восточной Европы. Возглавил поход второй сын Джучи - хан Бату.
В 1236 году орда Бату разгромила Волжскую Болгарию (она после этого исчезла с географической карты). В 1237-1242 годах Бату покорил Русь, подчинил себе половецкие кочевья, Польшу, Чехию, Венгрию и вышел к границе Германии и побережью Адриатического моря. Европа в страхе ждала нового вторжения, но его не случилось. Орда развернулась и ушла в волжские и прикаспийские степи. Эта территория и стала ядром будущего государства - Золотой Орды.
Свое название государство монголов получило не сразу. Русские князья в XIII в. употребляли термин «татары Батыеви», а возвращались «ис татар». Только в конце XIII в. укрепился термин «орда». Такое обозначение государства просуществовало до полного распада государства Джучидов. Полагают, что уже в XIV в. закрепился термин «Золотая Орда», который широко употреблялся в разговорной речи. Но в летописях слова «орда» есть, а «золотая» нет. Ведь по-русски «золотой» - значит хороший, светлый, чего нельзя было сказать об угнетателях Руси. Только по прошествии долгого времени, когда стерлась память о монгольских погромах и сожженных городах, появился термин «Золотая Орда». В Западной Европе государство монголов на Каспии и Волге называли по-старому - «Страна Команов» («команами» в Европе называли половцев). «Орда» - это ставка хана. «Золотой» она стала из-за позолоченной парадной юрты хана. Один из путешественников XIV в. так описал это сооружение применительно к хану Узбеку: «Узбек садится в шатер, называемый золотым шатром, разукрашенный и диковинный. Он состоит из деревянных прутьев, обтянутых золотыми листками. Посредине его деревянный престол, обложенный серебряными позолоченными листками, ножки его из серебра, а верх усыпан драгоценными камнями».
Но самих монголов в походе на страны Европы было немного, по некоторым подсчетам – не более 30 тысяч. Они командовали воинскими подразделениями, составляли личную охрану хана. Основная же часть войска состояла из подчиненных монголами различных племен и народов Средней Азии, Казахстана, Алтая, Тувы, Сибири... Одни вынуждены были предоставить воинов в поход, опасаясь мести монголов, другие шли добровольно, мечтая получить богатство путем грабежа других народов. Так что в южно-русские степи пришли не столько монголы, сколько подвластные им кочевники под предводительством монголов. Они, эти кочевники, принесли с собой и свои языческие обряды погребения - под курганами (монголы в курганах не хоронили умерших сородичей). Необычные могилы, разделенные перегородкой на две части встречаются на Алтае среди тюркских племен. В ранний период, до монгольского завоевания, в первой половине ямы укладывали коня, а во второй размещали умершего. В монгольское время обряд погребения коня исчезает, и камера остается пустой.
Мы уже отмечали «не местные» признаки обряда, обнаруженные в высокогорских погребениях. Это именно те кочевники, которые были втянуты монголами в их движение на запад. Захоронения такого высокого социального ранга могли быть осуществлены, конечно, не где попало, а в родовых владениях этого хана (князя). Окружающие могилы земли по Дону и были, видимо, его владениями.
Что касается погребения женщины, то наиболее вероятной представляется мнение о погребении жены хана. Вообще же, отношение к женщине в кочевых обществах было особое. Женщин почитали, они играли большую роль в хозяйственной и политической жизни коллектива. Путешественники, дипломаты с нескрываемым интересом пишут о положении женщин у кочевников (ниже речь идет о кочевниках Монголии, державы Чингисхана). Путешественник из Марокко, мусульманин по вере Ибн Батута (1304-1377) пишет так: «Я был свидетелем в этой стране одной удивительной вещи – уважения, которым пользуются женщины: они имеют действительно более высокий ранг, чем ранг, занимаемый мужчинами… Я заметил принцессу в повозке. Вся повозка была покрыта голубым дорогостоящим сукном; окошки и двери балдахина были открыты. Перед принцессой сидели четыре молодые женщины удивительной красоты и прекрасно одетые. За этой каретой ехали другие кареты, где находились молодые женщины, которые ее обслуживали…Женщины тюрок не носят чадру и не закрывают лицо… Часто жену сопровождает ее муж, которого многие принимают за одного из ее слуг».
Добавим к этому, что монгольские женщины были регентшами (соправительницами) при малолетних сыновьях – правителях. Например, Туракина после смерти Угэдэя управляла Монголией около пяти лет. Известны и другие подобные случаи.
В глубокую первобытность ушли времена, когда жену хоронили вместе с мужем, убивая ее. Об этих временах вряд ли кто и помнил в эпоху Золотой Орды. Женщину в высокогорском кургане похоронили после ее естественной смерти и это наиболее вероятная версия. Женщина обладала, как и мужчина, высоким социальным положением, которое вряд ли могла иметь даже самая любимая наложница. О ее высоком социальном положении свидетельствует, в частности, наличие медного котла. У кочевников котел символизировал силу, власть его владельца, который время от времени собирал вокруг своего очага своих воинов. Устройство гробницы, похожей на ханскую, также могло иметь место для женщины очень высокого ранга, если она претендовала на те же обрядовые установки, что и мужчина.
Вот так далеко на Дону оказались представители безымянного для нас племени с территории Алтая. Здесь они кочевали, здесь они нашли свой последний приют. А археологам еще предстоит немало исследовать из того, что раскопано. И в первую очередь - поиски символа птицы, надетой на копье. Еще предстоит работа по выяснению значения изображения птенца цапли на поясе хана. Ведь владелец пояса носил такие украшения, которые касались его исторической судьбы, принадлежности к роду. Часто поясные изображения характеризовали характер человека, его склонности. Например, у тюрок в первой половине VIII века вожди говорили так: «Великому и достойному полководцу нужно обладать десятью из свойств зверей — мужеством петуха, склонностью к спору куницы, сердцем льва, натиском дикого кабана, лукавством лисицы, терпением пса, высотой полета сокола, чуткостью журавля, алчностью волка, жиром нугайра, а это мелкое животное в Харасане, которое жиреет, несмотря на трудности и бедствия». Изображения подходящих под вождя птиц и животных встречаются на различных предметах тюркских воинов - поясах, колчанах, седлах и т.д. Так, на поясах чингизидов изображали львов. Несомненно, что птенец цапли – символ тюркского рода, возможно, его древний тотем, что не могло не запечатлеться в эпосах, сказках тюркских народов Алтая.
Как-то в археологический музей гуманитарного факультета ВГПУ зашел эксперт-криминалист Александр Липецкий (экспертно-криминалистическая служба УФСКМ). Он обратил внимание на хорошо сохранившийся череп хана и предложил сделать антропологическую реконструкцию. Кто же откажется? И вот перед нами «наш» тюрок. Близко посаженные друг к другу глаза, вытянутое лицо, искривленный нос… А.Липецкий добавил к этому внешнему впечатлению: нос искривлен с детства, череп проломлен ударом сбоку сзади тупым тяжелым предметом (боевой топор?) Видимо, от этого удара пострадал даже шлем. Умерший мужчина (а ему было 25-30 лет) с детства страдал головными болями из-за неравномерной развитости черепа – одна сторона перележала в люльке.
Закрыта еще одна страница, а сколько их было в необъятной книге времени? Соприкоснуться с этой книгой, значит, не только узнать больше, но и понять, где мы и кто мы, прописавшиеся на одной из ее страниц.