Римма ЛЮТАЯ. (Письма Константина Массалитинова к дочери Наташе)

Имя Константина Ираклиевича Массалитинова занимает достойное место в ряду представителей рус­ской культуры совет­ского периода. Он был активным и определенным во взглядах на мир деятелем новой социалистиче­ской эпохи — и, в то же время, верным сыном родной земли: воодушевленно работал, осознавая себя истинно народным композитором, корнями вросшим в рус­ский пейзаж, в традиционный национальный обиход и песенное наследие. Всеми своими силами Массалитинов ревностно служил этой культурной «почве» своей страны, стремясь передать собственную любовь к фольклорным шедеврам грядущим поколениям, вовлечь в пропаганду народной песни новых музыкантов.

Неудивительно, что для композитора чрезвычайно важным было ежедневное общение с природой, когда он мог «слушать, как переплетаются, разговаривают друг с другом звуки...», это поддерживало физиче­ские и творче­ские силы; восстанавливало гармонию внутреннего существования — и внешней среды бытования; отчасти уравновешивало собою насыщенный рабочий график востребованного обществом деятельного и неравнодушного человека.

Мысли о творчестве и организационные заботы тесно переплетены в письмах Массалитинова к дочери Наталье, в начале 1960-х — учащейся Воронеж­ского музыкального училища, затем, с 1966-го по 1971 год — студентке москов­ского Музыкально-педагогиче­ского института имени Гнесиных. Видя в ней продолжателя своего служения музыке, Константин Ираклиевич делился с дочерью подробностями профессиональной деятельности, композитор­скими радостями, рабочими проблемами и личным трудовым и жизненным опытом. Его суждения о людях и ситуациях, о самом себе порою полны юмора, иногда резки, но всегда — откровенны и прямы, высказаны без «двойного счета». Интересно, что практиче­ски в каждом массалитинов­ском письме есть некие лириче­ские вкрапления, посвященные природе, где совсем по-особому проявляется человече­ская суть композитора — душевно щедрого, по-дет­ски искреннего, открытого до восторженности. Где-то встретишь просто упоминание о каком-либо погодном явлении, которое осталось в памяти, а в иных местах — поистине поэтичное и убедительное описание-вживание, «вчувствование» в окружающую красоту. Так естественно обнаруживает себя присущее творче­ской натуре Массалитинова тонкое сопереживание природному миру: ощущение движения воздуха во время прогулки, птичьего гомона, дурманящего запаха зелени после грозы... И строки этих внезапных «лириче­ских отступлений» характеризуют композитора, фольклориста, хорового дирижера и музыкально-общественного деятеля Константина Ираклиевича Массалитинова, пожалуй, не менее ярко, чем его творения — как личность цельную и органиче­ски национальную.

Римма ЛЮТАЯ

* * *

 

Дорогая Наташа!

Сегодня воскресенье тихое, утро дождливое, в саду дивный аромат, гармония цветов. Вчера вечером была страшная гроза, гром — что орудийный залп, стрелы молнии. Наши испугались, и прибежали Галя1 и Клаша2 в конец сада к берегу3, и стали кликать меня; я, конечно, весь промокший вернулся с Витей (сосед­ским мальчиком тринадцати лет, моим товарищем по рыбалке). Такой сильный ливневый был дождь с небольшими перерывами, а сейчас тихо, тихо — и аромат даже с земли какой-то, и хотя мрачновато, но очень, очень тишина мечтательное настроение вызывает...

Сейчас 11.30 дня. Галя с Клашей пришли с базара, земляники мне принесли, ем с молоком, вкусно. Пришла телеграмма: сегодня ночью к нам приезжают Юля4 и Валя Беляева5 — вот потеха, пусть погостят, мы все рады. Уже в саду рву вишни, черная смородина поспевает, яблоки зреют очень быстро, а теперь, после такого-то дождя, все оживет...

У меня в саду в одной бочке три карасика живут, ведь в бочке-то вода наливается из речки, так что им хорошо: я их кормлю мушками, булкой, речной травки бросаю в бочку.

Сегодня в один час дня из Воронежа будет мой концерт часовой передаваться, называется «Песня дорогу нашла». Мне твой бывший пионервожатый Маркуша6 прислал программку. Оказывается, эта передача уже шла по радио из Москвы. Кажется, ее автор А. Досталь7. Будем ловить по двум радиоприемникам, послушаем.

Ты пиши нам каждый день. Мать очень волнуется. Она так много пережила с моей болезнью, что так и думает, что с тобой что-то случилось — перерыв в письмах... Пиши хоть открытку каждый день, нам будет приятно всем получить от тебя весточку, ведь без тебя скучновато. Мы с матерью решили, что приедем тебя встречать в Воронеж, а затем шесть-семь дней ты пробудешь в Воронеже — и снова с нами вместе поедешь в Тамбов на садовый урожай, это будет очень хорошо и для тебя, такой добавок отдыха — нужен...

Снова лось приплывал меня проведывать, я ему дал пару пирожков, он приветливо помахал и уплыл в лес...

Целую мою дочурку. Папа Костя.

[не датировано, вероятно — 1962 год]

 

Дорогая моя Наташа!

Приехав от тебя, я снова попал в какой-то круговорот, но он не убавляет моих сил и энергии, потому что он не злой — а близкий моему сердцу и пониманию. Во-первых, я, наконец, почти ежедневно сажусь на два-три часа к инструменту и пишу «Праздничный хоровод» — одноактный народный балет с хором и солистами. Мой успех в академиче­ском хоре убедил меня писать одновременно партитуру для народного и академиче­ского хоров. Ведь это позволит на сцене занять больше действующего народа, усилит пение и театральное действо. В моей новой работе будет три части (или эпизода), и первый — минут на восемь-десять — я уже заканчиваю. Мне будет трудно со словами, пока пишу только саму партитуру и для солистов, но придется с Г. Воловиком8 — он это может сделать добротно на готовую музыку, сам в прошлом музыкант (если, конечно, не будет пить).

Так вот, попишу — и на два часа ухожу в Дет­ский парк и его окрестности, гуляю. Снег уже окончательно стал бурым, черным, и не везде через дорогу перейдешь: вода бежит. Пришла рахманинов­ская весна, ранняя, но предвестник бурных вод...

...Снова гости. Мама тебе писала — скажу только тебе — уж больно мой цикл9 всем понравился. Интересно на обсуждении, на радио сказал выдающийся композитор А. Арутюнян10, что я не только в совершенстве пользуюсь законами народной песни, а подчиняю их своей воле и новое рождаю — акварель... и т.д., и т.п. Армян­ские композиторы внесли предложение в СК СССР через Мурадели11 — издать снова мой цикл, как он исполнялся для академиче­ских хоров.

Очень хочется все лето быть вместе с тобою и, конечно, надолго не разлучаться.

Я тоже очень озабочен таким отношением партийных организаций к музыкальным вузам. На что уж мы учились в граждан­скую войну, но нас на дрова не посылали. Наши руки и голоса берегли для народа, чтоб мы стали музыкантами, певцами, а сейчас, да еще в столице, такие заядлые «большевики», что пусть хоть у вас у всех связки надорвутся и пальцы оторвутся — лишь бы выполнить глупое указание вышестоящих. Да, в таком вузе многому научиться можно, но меньше всего — музыке...

Ну, доченька, мама тебе тоже письмо послала, и я напишу тебе еще скоро.

Поклон всем подружкам, обнимаю. Папа.

[не датировано, вероятно — 1967 год]

 

Дорогая Ната!

Жалею, что с тобой не поговорил, но скоро мы обнимем тебя дома.

Меня на 22 апреля пригласили в Горький — двадцать лет оркестру баянистов Автозавода. Это такой замечательный ансамбль (70 музыкантов!), в котором педагоги консерватории солируют, я о нем писал в «Совет­ской культуре». На 25 апреля приглашают на «Ленинград­скую весну» на десять дней и в Одессу на съезд хорового общества, куда хочет меня послать ВХО12... Но зональный смотр позволил мне от всего отказаться.

Сейчас усиленно пишу «Праздничный хоровод», уже первая часть на девять минут закончена, пишу расширенную вторую — конец. С большим удовольствием прочел в журнале «Музыкальная жизнь» статью Ростроповича — даже если читала, то еще прочти. Она многое напомнила: мои молодые годы, когда мы часто устраивали музыкальные вечера друзей, где играли, слушали классику — трио, квартеты, сонаты и многое другое. Вот он прав, что музыкант формируется не только в стенах вуза, а каждодневно и, конечно, в музыкальном воспитании — домашнем. Концерты тоже хороши, но их надо порой с партитурой слушать, обсуждать в своей компании.

Получил друже­ское письмо Ив.Ив. Мартынова13. Он 25 апреля приезжает в Воронеж: читает лекции интеллигенции города, и для встречи с нами будет слушать пленку нашего III Пленума СК14. Будет слушать и мой цикл есенин­ский. В пятницу записали «Журавли» — Москов­ское радио, которое присылало в Воронеж свою звукозаписывающую аппаратуру. Переписали и наши пленки с трансляции (симфониче­ские произведения и мой цикл).

У нас совсем тепло, вечером 19 градусов, ходим в летнем пальто, я в берете.

Люблю слушать в парке скворцов: они сейчас поют любовные напевы, друг перед другом и перед своими скворчихами — а то ведь к лучшему певуну перепорхнет!

Скворцы песней воюют, а грачи каркают, крыльями от своего гнезда чужаков отгоняют, бьют. Как всегда, грачи против конфетной фабрики в садике погнездились...

Вчера купил себе одну удочку — хорошая, большая. Думается мне, что Репное15 нам дадут, надо готовиться.

Был А.М. Астафуров16, я ему рассказал о возможной экспедиции к ним. Он уже назвал ряд сел, где много интересного. Хочет сам включиться вместе с нами.

Мать мало пишет, только вчера проводила секретариат зонального смотра — у нас обедали, чай пили. У нее еще и рука побаливает, так что писать много тяжеловато, но, слава Богу, только ушиб; снимали — и никакого перелома нет.

В Москву ездил М.А. Бородин17 за балалайками, готовые привез. Так мотался — был один, а надо было забрать десять инструментов...

В комнате СК сделали хороший ремонт, а пианино Маслов18 не отдает, хамло. Девчата19 получили одну комнату, поместили их.

До скорой встречи, всей дружной компании привет весенний.

Обнимаю. Папа Костя.

17 апреля 1967 года

 

Дорогая Наташа!

Снова вечер, сидим у телевизора, Нина20, конечно, консультант по программе.

Сегодня вдруг утром поднялся такой страшный снежный буран, что Нина поспешила вернуться домой, вместо базара. Понимаешь, даже фортки открывались!..

Я гулять не ходил, много работал над шестой жен­ской лириче­ской песней. У нас полная договоренность с Боковым21 обо всем цикле22, думаю его к Новому году окончить, если использую часть музыки из «Праздничного хоровода». Боков за то, что надо писать свадебный эпизод.

Говорил с И. Шароевым23 — будем с ним работать для телевидения — кино «Земля поет»24. Так, может, хорошо: и то, что с Боковым делаем — тоже запишем на телевидении. Конечно, надо А. Юрлова25 подключить, солиста взять26...

Понедельник [очевидно — поздняя осень 1967 года]

Дорогая Наташа!

Приехали домой, как всегда, к вечеру, попили чай. Встретились с Юлей, она по-прежнему веселая, полная. Сегодня она и Нина до обеда были у Вали, готовили «стол» к свадьбе...

Божественные стоят дни, особенно сегодня: тепло, 27 градусов, солнечно и после ветров тихо, тихо. Я утром с часок походил — до сосенок вверху: скворцов слушал и передразнивал, насвистывая. А речка — зеркальная, спокойная и манящая посидеть. Ну, я, конечно, выехал по своей проволоке на лодочке, где еще хранятся следы твоей «загарки» (кирпич с вафелькой, что ты опускала). Посидел до 10.30, поймал с десяток плотвиц, одну щучку-малышку. Завтра зажарим.

Потом маме нарвал огромный букет сосед­ских цветов, захватив ножницы для удобства.

Сейчас пришла невеста, Валя, спрашивает — смеется: «Вы, когда готовили, ничего не поворовили?», — потеха!.. Счастливая, энергичная — пятнадцатого свадьба.

У меня четырнадцатого собрание композиторов — отбираем и прослушиваем произведения на праздничные концерты. Завтра приедет со своим магнитофоном и наиграет свои песни Н. Емельянова27. Я, конечно, специально ничего не писал, а девчат28 с кое-чем предложу на концерт.

Недавно ушел от меня С.А. Милов­ский29: приносил две песни, которые он подал на областной смотр. Я назначен председателем жюри, и вот не стесняется показывать, а ведь конкурс-то с девизом30, да Бог с ним.

Пятнадцатого — заседание жюри, уже подано пять песен; потом 16-го утром на три дня поедем в Репное, захватим Юлю. Сейчас дни редчайшие в природе — теплынь, и я хожу часами в одних трусах, босой...

Ты знаешь, приехал из Москвы Никифоров31 и сказал, что Барсов (зам. Щепалина32) согласен прислать в Воронеж комиссию послушать девчат, подожду. Они с прибылью успешно выступают. Сегодня поехала Зеленева33, и в четверг М.А.34 с ЮрВасом35.

Наташа! С кем же ты живешь в общежитии, как дела?

Ты обязательно все песни показывай, ведь ты же не виновата, что такой г...й магнитофон (а песни — настоящие!..). Я рекомендую тебе, когда будете докладывать об экспедиции, то «попоэтизируй» немного — о природе, о людях хорошо расскажи, о достопримечательностях — надо не стесняться. Всегда так: кто сумеет завлечь слушателей, создаст картину, да еще хорошо, вдохновенно текст песни донесет — это все побеждает.

Пожалуйста, пусть Руднева36 вышлет фотографию Лебедевой37.

Не забывай нас, пиши, звони. Скоро поедем в Ленинград, увидимся. Целую, папа.

Лучше питайся, вовремя, режим дня соблюдай — психовать смолоду нельзя, вредно в жизни самостоятельной отзовется.

Мать очень тебя любит, это надо понять и нас не забывать...

12 сентября 1967 год

 

Дорогая Наташа!

Вот уже тринадцатое, пообедали, я захотел с тобой поговорить, так как сегодня утром почтальон принес от тебя весточку со стихами Н. Массалитиновой. Было время, сел к фортепиано. Песня не куплетная, но хочу подобрать к ней ключик — форму изменную, начало (две строки) уже на нотной бумаге.

У нас во всех комнатах сирень — сирень и ландыши. Это я ездил два дня с Шишлянниковым, а до цветов я просто жаден до ужаса: рвал букетища такие в Репном, что все удивлялись моему художественному вкусу... и жадности. Ведь сейчас целые бесконечные аллеи сирени во всех концах!..

Был на своем ягоднике, прополол, уже земляника в цвету. Лодка легкая, весла самые легкие — ловили на ходу рыбу — щука оторвала крючок, и на этом охота закончилась.

Как хочется когда-либо всем вместе встречать всю силу весны, с ее дурманом — что «Черемуха душистая»38, которую все же Саша Юрлов почувствовал, и весь цикл спел душевно; хотя в некоторых местах цикла я бы почувствовал прелесть природы родины по-иному...

В нашем Союзе композиторов готовимся к межобластному теоретиче­скому совещанию. Завтра в В. Гурковым39 будем у Митрошина40 с утра. Я, кроме доклада Володи41, несу отпечатанный старательно проект своей первой книги «С рус­ской песней по жизни». Думаю всерьез издать ее в Воронеже42. Восемь разделов в первой книге — это 10-12 печатных листов, да фото. Пусть в Воронеже мне меньше уплатят (но все же деньги?), а на месте всегда с редактором и издательством можно встретиться... Кто знакомился с моим спи­ском и характером первой книги — статьи и выступления — говорят: очень нужно. Да вот вчерашний пример: вечером мне домой звонила А.В. Руднева — просила дать справку о Лебедевой, а ведь книга-то наша с Г. Дороховым43 была издана на 30 лет раньше (!)44. Мы ее переиздадим — обязательно. Руднева мне сказала, что книга обо мне уже в печати (Н. Емельяновой45) и что Свиридов46 ни с ней (т.е. с Рудневой), ни с другими... связи иметь не хочет, а меня Свиридов очень любит (так сказала Руднева).

...Посылаю тебе песню на слова С.М.47 из Репного — длинного дядьки — песня застольная.

Балкон наш раскрыт, но струны не дрожат — отдыхают, ждут тебя...

Привет всем, кто меня помнит. Целую, папа Костя.

[не датировано, вероятно — май 1968 года]

Дорогая Наташа!

Сегодня суббота, после обеда ходил на телевидение: смотр народных талантов, я председатель жюри. Выступали Эртиль и Ли­скин­ский район. В селе Селявное твоя подруга создала хороший, чистый хор — Лида Пороховщикова48. Это глухое село. Хор пел «щедрика» и еще что-то школьное. Я похвалил районы, но сказал, что в музыкальное и культпросветучилище познания передавать надо, но и в землю врастать следует активнее, ведь родина-то — Пятницкого!.. к нам требования высокие, надо рус­ские народные песни искать и распевать.

Принес маме прекрасный букет свежих цветов — ли­скинцы мне подарили прямо на телевидении.

Сегодня я закончил третий номер из новой моей работы. Сейчас на очереди солдат­ский хор. Уже стал набрасывать. Я пока до 12 декабря на больничном листе — закончил, и в понедельник пойду на работу. У нас все устраивается в СК к лучшему.

Наташа, подумай об издании твоих расшифровок по экспедиции. Я это быстро сделаю через Москов­ское ВХО. Понимаешь, как это будет хорошо: 10-15-20 песен, 3-4 фото — от кого записано; твое пояснение — анализ песен и, конечно, вкратце о людях, от кого писала. Это надо делать быстро. 1) Скорее нажми на расшифровки, а остальное — дома; сразу сообщи, да еще в Нижнедевицк важно съездить. 2) подумай о легких песнях Н.М. Беляева49 — они к счету нужны, и на два-три голоса — легче, а песни некоторые хорошие и не затасканные.

Если тебе Юрлов ноты «России»50 отдаст, мне нужны. Очень усиленно в Боброве Сердюков51 «Земля Кольцова»52 учит. В январе 1970 года в Воронеже состоится по телевидению юбилейный концерт к 50-летию Бобров­ского хора.

У нас снега нет. Помню в детстве, в Варварин день, когда на именины тети Вари53 мы с горы катались на салазках, уже колея была накатана, хорошо санки бежали, гремели до самой реки, а когда в гору поднимались с тяжелыми салазками, то — потихоньку от дома — снежок в рот бросали, вкусно!

Дочка, силы сберегай, мы в мире живем. Тебя ждем к Новому году.

Целую, всем привет. Папа Костя.

13 декабря 1969 года

 

Родная доченька Наташа!

Я очень рад был твоему письму. Ты мне очень по сердцу сказала в своих строках письма: и так много написал, хватит. Да, написал много, но многое еще не озвучено, не вышло на широкую дорогу; а как будто оно, творчество — не «времянка», и национальные соки есть, а это не должно умереть, или — отмирать раньше срока. Обычно то, что искреннее, народное зерно впитало — живет и будет жить. Конечно, моя дорогая, это не значит, что я не должен писать. Я пишу, и буду писать — иначе не могу, уже в мозг и сердце вошло; но надо, ох, как надо себя лимитировать временем. В то время, когда уже не пишется, как бы хотелось — надо бросать. Тут, возможно, Володя Говоров54 прав: солнце, воздух и вода. Да вообще, значит, надо какие-то силы набирать, когда не пишется, когда душа в волнении, когда просто болеешь.

Очень симпатичная пара тут жила. Это композитор Кирилл Молчанов55 и его жена. Кажется, кроме меня — единственные рус­ские, а еще Флярков­ский Алик56 приехал.

Так вот, жена Молчанова даже не позволяет Кириллу писать, когда солнце, тепло, весна. Говорит: «Муж так много и нервно работал всю зиму, пусть отдохнет, наберется сил — лучше и скорей напишет, чем будет себя принуждать, когда весь уставший». Она хорошо сказала, да и Галюша57 примерно то же говорит, жалеет меня. Конечно, когда силы много, настроение, состояние хорошее, то лучше и быстрее пишется.

У нас захолодало, но солнечно, к речке не тянет, а поэтому тут днем и пойти некуда. Вот сейчас время девять часов утра, пойду завтракать, а затем к директору ДТК58, об отъезде своем досрочном поговорю и схожу на почту в деревню — это хорошая прогулка после завтрака на час, а затем сяду за рояль. Все же третий по стихам есенин­ским хор академиче­ский я «добил», как говорится. Теперь у меня три академиче­ских хора на С. Есенина. Думаю можно хоры послать Юрлову Саше, в Республикан­скую хоровую капеллу.

Птицы поют на многие хоры, не только на голоса — скворцы свое, прямо стаей, а щеглы да синички — свое... Шумно от пения птиц в парке, необычно, приятно.

Будь здорова, моя родная дочка. Привет твоим подружкам.

Целую тебя, маму. На праздник будем вместе, с мамочкой за город поедем обязательно.

Целую, твой папа Костя.

23 [декабря}, понедельник, 1969 г.

 

КОММЕНТАРИИ И ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Галина Болеславовна Рогин­ская (1909—1986) — супруга К.И. Массалитинова, хормейстер, культурно-общественный деятель, создатель Воронеж­ского государственного рус­ского народного хора (вместе с Массалитиновым), его первый директор; позже работала заместителем директора Областной филармонии и заместителем начальника Воронеж­ского област­ного управления культуры.

2 Близ Тамбов­ского кардиологиче­ского санатория, где К.И. Массалитинов проходил реабилитационное лечение после второго инфаркта, композитор на время поселился по совету своего лечащего врача, сняв у местной жительницы Клавдии Замятиной (Клаши) половину частного домика, расположенного в сосновом бору на берегу реки. В течение двух месяцев прожил у Клаши Массалитинов после курса санаторного лечения, наблюдаясь у санаторного лечащего врача, и это помогло ему восстановиться после болезни.

3 Берег реки Цна (приток Оки).

4 Юлия Ираклиевна Массалитинова — родная сестра К.И. Массалитинова.

5 Валентина Алексеевна Беляева — троюродная сестра К.И. Массалитинова.

6 Марк Давидович Моцкин — журналист, корреспондент отдела радиоинформации Управления культуры Воронеж­ского облисполкома, почетный радист СССР; автор многих передач, посвященных литераторам, деятелям культуры и искусства.

7 Николай Досталь — совет­ский режиссер.

8 Георгий Георгиевич Воловик (1909—1983) — воронеж­ский поэт, мастер короткой эпиграммы, басни, сатиры. Воловик написал часть текстов к опере-песне Массалитинова «Земля поет» (1960), на его тексты создана кантата «Край мой любимый, Россия родная» (1965) и немало песен, которые были изданы в Москве и исполнены по Всесоюзному радио.

9 Хоровой цикл на стихи Сергея Есенина «Черемуха душистая» окончен К.И. Массалитиновым в 1962 году.

10 Александр Григорьевич Арутюнян — армян­ский композитор и пианист, руководитель Армян­ской филармонии, профессор Ереван­ской консерватории, народный артист СССР, лауреат Сталин­ской премии I степени.

11 Вано Ильич Мурадели (настоящее имя — Иван Ильич Мурадов) — совет­ский композитор и дирижер, народный артист СССР, лауреат двух Сталин­ских премий II степени. СК СССР — Союз композиторов СССР.

12 Всероссий­ское хоровое общество.

13 Иван Иванович Мартынов — совет­ский музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1960-1968 годах — секретарь правления Союза Композиторов РСФСР. Автор книг по рус­ской, совет­ской и зарубежной музыке, статей в периодиче­ских изданиях.

14 Союз композиторов.

15 Репное — бывший поселок город­ского типа в непосредственной близости от Воронежа, до 1917 года носил название «село Алексеев­ское». В совет­ское время Репное — место расположения так называемых «обкомов­ских» дач. С марта 2011 года официально — микрорайон города Воронеж.

16 Александр Михайлович Астафуров (1912—2001) — педагог-историк, директор школы села Шестаково Бобров­ского района Воронеж­ской области, близкий друг семьи Массалитиновых.

17 Максим Андреевич Бородин (1919—2008) — солист-балалаечник из Воронеж­ского рус­ского народного хора, преподаватель по классу балалайки в ДМШ №1 и №7, создатель первого воронеж­ского школьного ансамбля балалаечников «Мы — андреевцы». Среди его учеников — Иван Иншаков, Павел Забродин, Владимир Болдырев и другие.

18 Федор Иванович Маслов (1910—1993) — композитор, хоровой дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР; с 1963-го по 1968 год руководил Воронеж­ским государственным рус­ским народным хором.

19 Речь идет об артистках вокального ансамбля «Воронеж­ские девчата», организованного в 1966 году по инициативе К. Массалитинова при Областной филармонии — ансамбля, который стал со временем «певче­ской эмблемой» нашего города.

20 Нина Степановна Федорова — двоюродная тетя супруги композитора Г.Б. Рогин­ской (и троюродная бабушка его дочери, Н.К. Массалитиновой); после смерти своего мужа с 1959 года и до самой своей кончины (1974 г.) Н.С. Федорова жила в семье Массалитиновых.

21 Виктор Федорович Боков (1914—2009) — поэт, прозаик, собиратель фольклора. Массалитинова роднила с Боковым любовь обоих к рус­скому слову, сердечная укорененность в сель­ской жизни, знание народных традиций. Боков с четырнадцати лет записывал в тетрадь частушки, присловья, клички, названия лесных урочищ; он считал своими первыми учителями народной словесности отца, мать, крестьян­ский труд, уличную гармонь, балалайку, частушки и сказки; а из писателей-профессионалов особо выделял Михаила Пришвина, Андрея Платонова и Бориса Пастернака.

22 Речь идет, очевидно, о хоровом цикле «Россия моя», либо (что менее вероятно) о цикличе­ской хоровой поэме «Земля Кольцова»: оба сочинения написаны на слова В.Ф. Бокова и окончены К.И. Массалитиновым в 1968 году.

23 Иоаким Георгиевич Шароев — режиссер музыкального театра, массовых празднеств и эстрадных представлений; автор книг о проблемах режиссуры музыкального театра, музыкального телевидения, массовых представлений и эстрады, статей в научных и популярных изданиях. С 1967-го по 1973 год являлся художественным руководителем музыкального объединения ТО «Экран» на Центральном телевидении. В 1973-1975 годах — художественным руководителем Росконцерта, а с 1982-го по 1987 год — главным режиссером Москов­ского академиче­ского музыкального театра имени К.С. Станислав­ского и В.И. Немировича-Данченко.

24 Опера-песня «Земля поет» создана Массалитиновым в 1960 году на слова воронеж­ских поэтов Михаила Яковлевича Шишлянникова (1930—1997) и Георгия Георгиевича Воловика (см. сноску №8).

25 Александр Александрович Юрлов (1927—1973) — хоровой дирижер, народный артист РСФСР, один из инициаторов и основателей Всероссий­ского хорового общества. В совет­скую эпоху его имя стало синонимом возрождения и общенародной трансляции глубочайших традиций древнерус­ского пения благодаря подвижниче­ской просветитель­ской работе дирижера и мастерству возглавляемой им Республикан­ской рус­ской хоровой капеллы (носящей ныне имя Юрлова). Стремясь к тому, чтобы хоровое пение стало общенародным достоянием, Юрлов вернул на концертную эстраду рус­скую духовную музыку, возродил концертное исполнение партесного концерта конца XVII — начала XVIII века, облагородил и возвысил жанр массовой хоровой песни, с бле­ском воплотил многие масштабные хоровые полотна совет­ских композиторов.

26 Следующий лист письма отсутствует.

27 Нина Николаевна Емельянова (1936—1990) — композитор, музыковед, педагог, краевед и музыкально-общественный деятель, член Воронеж­ской организации Союза композиторов России. С ее именем связано создание Дома-музея С.В. Рахманинова в Ивановке, мемориального уголка П.И. Чайков­ского в Бондар­ском районе. Она руководила радиоуниверситетом музыкальных знаний, была членом правлений Тамбов­ских областных организаций: Комитета защиты мира, Охраны памятников истории и культуры, Хорового общества, Совета Дома творче­ских работников; одним из организаторов теоретиче­ского отделения музыкального училища имени С.В. Рахманинова; входила в число инициаторов Рахманинов­ского фестиваля в Тамбове. Автор оперы «Сказка о царе Салтане», кантаты «Буревестник», оркестровой сюиты на темы народных песен, струнных квартетов, пьес для баяна, песен и романсов на стихи поэтов-классиков; книг «Композитор К.И. Массалитинов», «Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбов­ского края за 100 лет», «Рахманинов в Ивановке» и других.

28 Выступление ансамбля «Воронеж­ские девчата».

29 Серафим Александрович Милов­ский (1905—1982) — музыковед, дирижер, композитор. В 1956-1966 годах преподавал в Воронеж­ском государственном педагогиче­ском институте. Председатель Воронеж­ского отделения хорового общества (1962—1970). Автор оперы «Никитин» (1963), кантаты «Памяти Кольцова» (1959), романсов на тексты А. Кольцова, И. Никитина, М. Горького, А. Прокофьева, В. Гордейчева и других, хоров, обработок народных песен, ряда исследователь­ских работ.

30 Т.е. предполагает анонимную подачу конкурсных материалов под девизом.

31 Николай Павлович Никифоров (1923—1974) — организатор культурного процесса, заслуженный работник культуры РСФСР, секретарь обкома ВЛКСМ, председатель обкома профсоюзов работников культпросветучреждений и культуры; с 1963 — начальник област­ного управления культуры при облисполкоме.

32 Глеб Александрович Щепалин — в то время заместитель начальника Главного управления по делам искусств Министерства культуры РСФСР; профессиональный музыкант. Знакомство его с Массалитиновым на профессиональной почве сложилось еще в конце 1950-х годов. Тогда был создан Оргкомитет, куда вошли крупные общественные деятели (в их числе — и К. Массалитинов) и представители союзных республик, направившие письмо с ходатайством в ЦК КПСС об учреждении Союза композиторов России. После получения положительной резолюции в апреле 1960 года в столице был созван Первый Учредительный съезд СК. Первым секретарем Правления СК, куда вошли представители шестнадцати россий­ских организаций, единогласно избрали Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, а Ответственным секретарем — Глеба Щепалина, и он оставался на этой должности до 1964 года.

33 Мария Михайловна Зеленева (Пронина) — первый хормейстер ансамбля, ветеран Воронеж­ского хора, заслуженная артистка РСФСР.

34 Михаил Аркадьевич Голынкер — директор филармонии, впоследствии эмигрировал в США.

35 Юрий Васильевич Воронцов (1914—2002) — гитарист, композитор, музыковед, лектор-просветитель, заслуженный работник культуры РСФСР, почетный член Союза композиторов, лауреат воронеж­ских областных премий — имени М.Е. Пятницкого, «Золотой фонд Воронеж­ской области». Ответственный секретарь (1962—1973), председатель Правления (1981-1985) Воронеж­ской композитор­ской организации.

36 Анна Васильевна Руднева (1903—1983) — рус­ская фольклористка, хоровой дирижер, общественный деятель, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки народов СССР Москов­ской консерватории, заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1934-38 годы в Воронеже была редактором Радиокомитета, методистом областного Дома народного творчества и педагогом Военно-музыкант­ской школы. В 1939 году уехала в Москву.

37 Анастасия Родионовна Лебедева (в девичестве Махинова, 1881—1953) — основательница и руководитель Александров­ского народного хора (1926 год) на родине М.Е. Пятницкого, в селе Александровка Талов­ского района Воронеж­ской области. Автор и исполнительница современных народных песен. В 1998 году на базе Александров­ского народного хора создана фольклорная группа «Анастасия».

38 Цикл хоров на стихи Сергея Есенина «Черемуха душистая», оконченный К.И. Массалитиновым в 1962 году, впервые исполнен в Москве Республикан­ской хоровой капеллой под управлением А.А. Юрлова в 1967 году.

39 Владимир Нестерович Гурков — современный россий­ский композитор, в 1960-70-е годы — член Воронеж­ской композитор­ской организации, концертмейстер Театра оперы и балета. Живет в Санкт-Петербурге, с 1990-х возглавляет Музыкальный салон графов Виельгор­ских.

40 Сергей Васильевич Митрошин — в те годы секретарь обкома КПСС по идеологиче­ским вопросам.

41 Т.е. доклад В.Н. Гуркова.

42 Книга К.И. Массалитинова «С рус­ской песней по жизни» опубликована в Москве в 1975 году, в Воронеже переиздана Центрально-Черноземным книжным издательством в 1981 году.

43 Имеется в виду книга соавторства Г.И. Дорохова и К.И. Массалитинова «Хор Лебедевой», опубликованная в Воронеже в 1940 году. Григорий Иванович Дорохов (1899—1981) — музыковед, фольклорист, педагог; с 1940 года — заведующий кафедрой иностранных языков ВСХИ; с 1944 года — заведующий литчастью Воронеж­ского государственного рус­ского народного хора. Автор изданных в Воронеже книг «Воронеж­ские певцы» (1948), «М.Е. Пятницкий — создатель рус­ского народного хора» (1950) и других. Публиковался в журнале «Подъём» (1957-1958).

44 Книга А.В. Рудневой «Анастасия Лебедева» издана в Москве в 1972 году.

45 Книга Н.Н. Емельяновой «Композитор К.И. Массалитинов» опубликована в Москве в 1976 году.

46 Георгий Васильевич Свиридов (1915—1998) — великий рус­ский композитор и пианист ХХ века, народный артист СССР, Герой Социалистиче­ского Труда, лауреат Ленин­ской и Государственных премий СССР — в своем многогранном творчестве гениально воплотил Рус­ский Мир. Автор «Патетиче­ской оратории», кантат «Кур­ские песни», «Деревянная Русь», «Станция Починок», «Пять песен о России», «Снег идет», «Ночные облака», «Грустные песни», хоровых концертов и поэм «Пушкин­ский венок», «Отчалившая Русь», «Ладога», «Песни странника», масштабных полотен и камерных сочинений для разных составов, музыки к спектаклям и кинофильмам, романсов и массовых песен. Книга воспоминаний Г.В. Свиридова «Музыка и судьба» опубликована посмертно.

47 По воспоминаниям Н.К. Массалитиновой, Сергей Михайлович [...] — заведующий хозяйством в дачном поселке Репное, самодеятельный поэт и страстный любитель музыкального искусства.

48 Выпускница Воронеж­ского музыкального училища, однокурсница Н.К. Массалитиновой.

49 Николай Михайлович Беляев (родом из села Яблочное Хохоль­ского района Воронеж­ской области) — в конце 1960-х — начале 1970-х годов руководитель вокального ансамбля Воронеж­ской галантерейной фабрики, талантливый хормейстер и аранжировщик народных песен.

50 Речь идет о хоровом цикле «Россия моя» на слова В.Ф. Бокова (см. сноски 21, 22).

51 Андрей Яковлевич Сердюков (1918—1974) — хормейстер, педагог, заслуженный работник культуры РСФСР. С 1947 года возглавлял старейший в России самодеятельный хор в Боброве (создан в 1920 году, в 1958 году преобразован в Бобров­скую академиче­скую хоровую капеллу).

52 Цикличе­ская хоровая поэма «Земля Кольцова» на слова В.Ф. Бокова.

53 Сестра Ираклия Федоровича, отца К.И. Массалитинова.

54 Участковый терапевт обкомов­ской спецполиклиники — лечащий врач семьи Массалитиновых.

55 Кирилл Владимирович Молчанов (1922—1982) — композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, автор опер «Каменный цветок», «Рус­ская женщина», «Неизвестный солдат», «Зори здесь тихие», балетов, музыки к кинофильмам, многочисленных романсов и песен.

56 Александр Георгиевич Флярков­ский — композитор, народный артист РСФСР, автор сочинений для хора, симфониче­ского оркестра, оперетт, музыки к кинофильмам. Наибольшую известность получили его песни (более 300).

57 Г.Б. Рогин­ская, супруга К.И. Массалитинова.

58 Дом творчества композиторов «Руза» в Подмосковье.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2013

Выпуск: 

3