Ольга Лукьянова. Оленьи следы
* * *
Под щекою – осиновый лист.
Белым небом до плеч укрыта.
Где – то в ближнем селе гармонист
тянет песню. Печаль забыта.
Родниками богата земля
здесь у Дона. Божья награда!
И ватага нагих пострелят –
как рыбешки из райского сада.
Слышу шепот усталой земли.
Так шептала когда-то мама,
Теплым словом своих молитв
холод дней растопив упрямо.
Резче запахи, краски, шумы.
Муравьев точный ход неспешен.
Скоро первый детеныш зимы
здесь запляшет с корявым лешим.
А пока золотым сентябрем
убаюкана я, согрета.
И твой голос далекий, как гром,
кличет где-то средь бабьего лета.
УТРО
Как будто из тяжкого плена
вдруг вырвалось солнце на круг
холодной и серой вселенной.
Двумя полукружьями дуг
сомкнулось над мрачной судьбою
деревьев, людей и зверья.
И стало все снова собою.
И вновь заблестели края
у рек, облаков и травинок.
И гулко открылось окно.
И словно два глаза совиных,
две тучи устало, темно
захлопнулись, мрак поглощая,
и грузно пропали во мгле.
И мир очищая, прощая;
белее, ранимей, круглей,
творя его чутко и мудро,
творя его трудно, как долг,
рождалось привычное утро.
И, кажется, шорох умолк,
чтоб хлынули первые звуки.
И вот показалось на миг,
что это усталые руки
приветствуют вечности крик.
Еще без прогретых пеленок,
предвидя начало начал,
Что это над миром ребенок,
родившийся так закричал…
ГЕНЕАЛОГИЯ
Подросток с фосфорным лицом
в военном стылом лихолетье.
Войны крапивные котлеты.
Дух не достиранных кальсон
и до сих пор витает в хатке
той - крайней – окнами к оврагу.
Кричит гортанно: «Млеко, матка!» -
там итальянец. -«Бедолага», -
вздыхает женщина, скорбя
всевидящей усталой скорбью
за шестерых своих ребят,
что прятаться привыкли в погреб,
когда над хаткой - неба стон.
И итальянские портянки
к нему возносятся крестом.
Трёт женщина белье в лоханке
устало – бабушка. Со дня
войны за мир в ответе.
Печет крапивные котлеты
мой дядя, детства не поняв.
ДОРОГА
Я по этой дороге веселой
так пойду, будто век здесь жила.
Будут таять окрестные села.
А над ними – церквей купола!
И обгонит на шустрой клячонке
меня рыжий смешной водовоз.
Будет кнутик посвистывать тонко.
Будет лаять заливисто пес.
- Ну, садись-ка, заезжая краля.
- Не боись, прокачу с ветерком!
Я проеду до дальнего края
деревеньки. А дальше – пешком.
Мимо хат, черепицею крытых.
Мимо пастбищ с седым пастухом.
И дворов всему свету открытых.
Мимо кладбищ забытых. Пешком.
Грузовик завизжит тормозами.
- Подвезу до сосенок. А там…
- Не хотишь? - Рассмеется глазами
мне водитель. Помчит по лугам.
А дорога уходит под гору.
И дорога ведет в синеву.
Вслед махну работяге – шоферу.
Хорошо, что я просто живу.
Хорошо, что иду по дороге.
И такая отрада в груди.
И босые несут меня ноги.
И не знаешь, что там - впереди…
ОЛЕНИХА
Этой осенью в поле тихо.
И охотники не палят.
Выйдет из лесу олениха.
В поле выведет оленят.
Отзвенела пора покоса.
Отхлестала пора дождей.
Нынче надолго мерзнут росы.
Не видать далеко людей.
Стелет инеем вечер мглистый.
На тропе – оленьи следы.
На болото кулик со свистом
пролетит от лихой беды.
И помчится, почуяв волю,
олениха. Пугливый взгляд.
Рассмеется вдогонку поле
под копытцами оленят.
Растревоженно охнут сучья:
- Осмелела-то как, гляди.
Олениха бежит все круче
с оленятами впереди.
* * *
Свет струился от осины
Бестелесным серебром.
Листья – белой парусиной.
Ствол – белеющим ребром.
Отдалился виновато
И чернеет плотно лес -
будто злобы чьей накаты,
будто грусти чьей-то всплеск.
И почудилось людское
На ветру до слез сквозном -
чья-то подлость – под корою,
чьей-то радости надлом.
* * *
Эти лица сухие, как поле,
незадачливых баб деревенских.
Сарафаны, торчащие колом,
Не таких бы писал Кипренский.
Эти руки с мужицкой ухваткой.
Эти впалые груди, гребенки.
Бабы, бабы, так знавшие трактор!
И голодные слезы ребенка!
Дочерей отправляли в ученье.
Сыновей приучали к землице.
И какое-то Божье свеченье
излучали сухие их лица!
Умилялись весь век на рябины,
что грустят и горят у дороги,
словно Родины вздох неизбывный,
словно памяти бабьей ожоги…