Елена Крикливец. Пересекая призрачную лету
* * *
Малыш отпускает воздушный шарик
и, жмурясь, с улыбкой глядит на солнце.
Он словно задачку в уме решает:
когда это чудо к нему вернется?
Так я отпускаю твои ладони,
скрывая тоску, как письмо в комоде.
Смотрю, опираясь на подоконник,
как ты через двор в тополя уходишь.
Так мать отпускает дитя в дорогу,
и крестит, глаза утерев украдкой,
и в церковь идет помолиться Богу,
надежду согреть огоньком лампадки.
…Защиплет глаза от стального света,
и хлынут слезинки, как дождик в мае.
Он вместо заветной упругой ленты
уйдет, пустоту в кулачке сжимая.
* * *
Им суждено, переступив порог,
покинув дом, знакомый с колыбели,
пройти сквозь сад исканий и тревог,
где рифмы, будто яблоки, поспели.
Следы не успевают зарасти,
ведущие в холодные рассветы…
По радуге, по млечному пути,
пересекая призрачную Лету,
они уходят,
росчерком пера
себя приговорив к своей эпохе.
Беда летит на звуки топора,
как птица на кладбищенские крохи.
Но жизнь идет. И зеленеет сад.
Считая дни, бурлит поток широкий.
Ни утонуть. Ни повернуть назад.
Чем глубже омут –
тем прозрачней строки.
* * *
Это было. Усталый, в пыли,
старый день уходил на молитву.
И за озером где-то вдали
безответно скрипела калитка.
Я бросала слова наугад,
в купол неба, пустой и высокий.
Ты ловил осторожный закат,
и шуршали минуты в осоке…
…Над домами горящий излом
вновь окрасил тревогою мысли.
Наша память взмахнула крылом,
улетая в вечерние выси.
Но пока горизонт не погас,
и полоска дрожит золотая,
позови меня.
Слышишь?
Сейчас.
Я откликнусь.
А после –
не знаю…
* * *
Запыленное небо развесило тряпки.
Под ногами лежит то ли прах, то ли путь.
Видно, что-то сломалось в привычном порядке:
и других не сыскать, и себя не вернуть.
В час, когда имена позабыты и даты,
и случайные тени шныряют в ночи,
где же голос, к спасению звавший когда-то?
Отчего ж ты, вития, так долго молчишь?
Он слова собирал, вспоминая молитвы,
утекали они, как сквозь пальцы песок.
И шептал невпопад тексты песен забытых,
воспаленные веки раскрыв на восток.
А когда и молитвы, и мысли иссякли,
по земле обожженной ушел человек…
И разбились о камни тяжелые капли
и надежда на будущий Ноев ковчег.
* * *
В этом доме не спали, боясь немоты,
те, кого все равно не слышали…
И один постигая закон высоты,
сизый голубь взмывал над крышами.
И свисти не свисти, и зови не зови –
в синеве растворялся точкою…
Бесприютное слово летело за ним,
словно дым папиросы в форточку.
Прозвенело. Застыло. Оттаявший март
приподнял воротник, поежился.
Собирая колоду рассыпанных карт,
время строки свои итожило…
За стеклом, как минувшего века штрихи,
притаились тома и сборники.
Но на кухнях все реже читают стихи,
и дворы метут просто дворники.
* * *
Между тучами – краюшки неба синего –
окна в истину – прозрачны и чисты.
Словно в зеркало, глядится Ефросиния
в неразбуженные воды Полоты.
Ночь хоронится в трепещущем осиннике,
много темного видавшем на веку.
И в зарю идут былинные дружинники
из мифического «Слова о полку…».
Ни вернуться в эти дали, ни покаяться,
ни откликнуться на этот вечный зов…
Только стрелы перуновы отражаются
в спелых луковицах здешних куполов.
Оттого, видать, в Христово Воскресение,
находясь от просветленья в двух шагах,
вдруг душа рванется следом за Есениным
Русь оплакивать в московских кабаках.
* * *
Тополь, подпирая небосвод,
в толщу дней глядит с немым укором.
И тропинка робкая ведет
к старенькой скамейке у забора.
Здесь и тени поросли быльем…
Только почему-то год от года
окон заколоченный проем
не пускает душу на свободу.
Этот груз не разделить ни с кем.
Горький крик не вырвется наружу.
Тихо дрогнет жилка на виске,
и морщинки сделаются глубже.
Ни в погонных метрах, ни в рублях
не измерить дедовские хаты…
На таких вот сизых тополях
выбьет время памятные даты.
* * *
Эту возможность –
когда позовут –
кто-то лукавый подбросит незримо:
переписать, как плохую главу,
переиграть без костюмов и грима.
Под привокзальные крики ворон
ты, прихватив чемодан толстощекий,
просто садишься в последний вагон
и возвращаешься в точку отсчета:
в мудрость, где нет поседевших волос,
в юность, не знавшую долгих сомнений,
в детство, где не было маминых слез
и синяков на разбитых коленях.
…В кассе мигнет электрический свет…
Перебирая рассеянно сдачу,
выброшу в урну обратный билет,
не понимая - смеюсь или плачу.
* * *
Пролился свет сквозь ветви вековые,
и листья темным золотом легли
на камень тот, что помнит, как впервые
плеснула благодать из-под земли,
укрыла корни шелковой косынкой
и зажурчала звонче и вольней…
И вот теперь звериною тропинкой
без спроса человек пришел за ней.
Смахнул листву. Присел на старый камень.
Задумался о чем-то. Покурил.
Уверенно
хозяйскими руками
две прочных фляги до краев налил.
И наблюдали солнце на закате
и лес от изумления немой,
как десять литров Божьей благодати
с большим трудом он уносил домой.
* * *
А когда затеплятся вопросы:
для чего звезда дрожит в окне,
и такие тютчевские грозы
будоражат небо по весне, -
вдруг душа забытая заноет,
станет рваться из последних сил –
ты услышишь за своей спиною
взмах его шести свободных крыл.
И начнешь светло и неустанно –
слово к слову –
ткать свой главный труд,
что потом из ящика достанут
и с листвой опавшею сожгут.
…Осень в устремлении наивном
красит небо яркой бирюзой,
только не меняется Калинов,
и опять повеяло грозой…